Расписание налогов на завтра: баланс ставок, обоснование затрат и справедливость вычетов
Изменения в налоговой системе должны сделать ее привлекательнее для бизнеса и справедливее для людей, считает член специальной межведомственной рабочей группы для подготовки предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса, председатель правления ОО «Белорусский союз налогоплательщиков» (БСН) Анатолий ТРУХАНОВИЧ.
– Анатолий Иванович, недавно бизнес-сообщество взбудоражило сообщение о возможности снижения ставок некоторых налогов, в т.ч. НДС. Как вы оцениваете такую перспективу?
– Как и все бизнесмены, я жду снижения налогов. Тем более что их нынешний размер во всех исследованиях постоянно фигурирует среди главных барьеров для развития предпринимательства. Но снижение одних налогов ценой увеличения других или отмены важных льгот – вряд ли позитивный шаг. Так иногда проще, но в целом-то налоговая нагрузка не изменится.
Ряд товаров и услуг выгодны для бизнеса и доступны для покупателей во многом благодаря льготному налогообложению. Не случайно в большинстве стран, помимо общей и нулевой, имеются еще по 2–3 пониженные ставки НДС. Например, минимальная ставка НДС используется во всем цикле производства и реализации сельхозпродукции, продуктов питания и услуг общепита во Франции (5,5%), Великобритании, Венгрии, Италии, Литве, Молдове, Польше и Румынии (5%), Бельгии, Греции, Нидерландах и Швеции (6%), Германии (7%), Турции (8%), Испании (4%), Швейцарии (3,8%). Это обеспечивает сохранение оборотных средств компаний, уменьшает потребность в субсидиях и повышает ценовую конкурентоспособность, особенно по сравнению с импортом. Такие условия надо создавать и у нас.
– А как насчет других налогов?
– Большинство из них, к сожалению, играют в основном фискальную роль. А где налоговые стимулы? Например, при расчете налога на прибыль сегодня не учитывается целый ряд затрат, хотя они прямо связаны с производством и реализацией продукции или с управлением предприятием. Надо кардинально изменить этот список и отменить неоправданные ограничения.
Например, никому не нужны нормы командировочных расходов, нормирование списания бензина и других топливно-энергетических ресурсов. Собственник вполне в состоянии установить такие нормы самостоятельно. Зачем ограничивать списание потерь в пределах норм естественной убыли, если остались только безнадежно устаревшие нормы советских времен, а новые разрабатывать некому? Не имеет ни экономического, ни иного смысла исключение из затрат для налогообложения годовых премий работникам. Ведь это та же зарплата, только привязанная к итогам работы компании. Или возьмем проценты по просроченным кредитам. Мало того, что для предприятия, попавшего в трудное положение, заемные ресурсы становятся дороже, их еще и налогом добивают.
Если законодатели примут все эти предложения, то удастся заметно сблизить бухгалтерский и налоговый учет, и налог будет уплачиваться с реально имеющейся прибыли, а не с формального показателя. А если расширить систему инвестиционных льгот, то наша налоговая система станет гораздо привлекательнее. И очень хорошо, что мнение бизнес-сообщества в основном находит понимание у Минфина и МНС.
– А можно надеяться, что новый НК позволит существенно улучшить ситуацию в нашей экономике?
– Да. Хотя все проблемы он не решит, но налоговые факторы могут сыграть для Беларуси очень важную роль в стимулировании роста ВВП и производительности труда, притока инвестиций, создания новых рабочих мест, сокращения бедности и неравенства. Тут должно выигрывать общество в целом, а не отдельные лица за счет всех остальных. Например, Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц в одной из своих статей определил, что для согласования налогообложения с общей экономической стратегией, направленной на максимальный рост благосостояния всех граждан, налогами следует облагать плохое, например, загрязнение природы, а не хорошее (скажем, труд), а сами налоги должны создавать минимально возможные искажения в экономике.
Можно долго перечислять претензии к отечественной налоговой системе – по правилам администрирования, величине налоговой нагрузки и справедливости ее распределения. Если некоторые организации платят на рубль выручки и прибыли значительно меньше налогов, чем другие, то они должны компенсировать обществу свои льготы какой-то реальной пользой. Это могут быть инновации, создание новых рабочих мест и продуктов, привлечение капитала в страну. Ведь помимо цифровой экономики есть и другие сферы, о которых государству стоит позаботиться. К примеру, сейчас готовится принятие закона «Об органической продукции». Но развитие этого направления требует соответствующих экономических условий, в т.ч. налоговых. Не случайно и другие страны стимулируют свое сельхозпроизводство с помощью налоговых льгот. К примеру, Нидерланды льготируют свое цветоводство. А мы в прошлом году импортировали цветов на 181 млн. USD. При наличии соответствующих условий могли бы и сами их вырастить и по всей Европе продавать.
– Но у сельского хозяйства, кажется, и так более чем достаточно льгот…
– Это только кажется. На самом деле у нас на рубль сельхозпродукции налогов приходится больше, чем, к примеру, в Польше. Скажем, 1% единого налога с выручки сельхозпредприятий, чаще всего низкорентабельных, а то и убыточных, зачастую куда больше, чем 18% с прибыли в других сферах. При этом никаких возможностей уменьшать налогооблагаемую базу в АПК нет. Из-за налогов невыгодно осуществлять целые направления деятельности в сельском хозяйстве, которые успешно существуют за рубежом. Если создать аналогичные условия и у нас, это дало бы не только экономический, но и социальный эффект.
– По поводу экономических показателей более-менее понятно. А о каких социальных показателях идет речь?
– О многих. Ведь налоги непосредственно влияют на зарплату и безработицу, желание много и старательно трудиться, учиться, заботиться о здоровье, создавать семью, помогать ближним. В мире для этого давно выработаны налоговые стимулы.
Например, у нас в последнее время любят призывать бизнес к социальной ответственности. Так давайте подкрепим эти призывы делом. Позволим предприятиям включать в затраты, учитываемые при налогообложении, расходы на лечение и обучение своих работников, расширим лимиты материальной помощи. Ведь это не только гуманно, но и выгодно. Согласитесь, странно, что на затраты можно в любом размере относить расходы по ремонту станка, а на «ремонт», т.е. лечение и оздоровление человека – сплошные ограничения. Но ведь люди – не только важнейший фактор производства, но и главная ценность в социальном государстве. Кроме того, надо льготировать в разумных пределах любую благотворительность – как через некоммерческие организации (не ограничиваясь их утвержденным списком), так и напрямую – отдельным людям, попавшим в беду.
– А что стоит изменить в подоходном налоге?
– Серьезные корректировки требуются в системе льгот и вычетов. Смотрите, у нас есть льгота по матпомощи в связи со смертью работника или его близких. Это печальная необходимость. Но есть же и более приятные события – свадьба, рождение ребенка. Новобрачным и молодым родителям тоже пригодилась бы матпомощь. Но она у нас почему-то не льготируется.
Другой важный вопрос – необлагаемый подоходным налогом минимум. У нас стандартный вычет в текущем году – 102 BYN в месяц при доходе 620 BYN плюс еще 30 BYN на ребенка (иждивенца). А бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) – 206,58 BYN. Как можно брать налог с минимальной суммы, необходимой для простого поддержания жизни человека?
Я уже не говорю о том, как на такую сумму прожить. Из-за того, что у нас стандартный вычет намного ниже, чем необлагаемый минимум в Евросоюзе, США и многих других государствах, получается, что даже при довольно низкой единой ставке фактическая доля изъятия подоходного налога в Беларуси гораздо выше. Это особенно болезненно для низкооплачиваемых работников, которых у нас немало. Поэтому БСН предлагает установить стандартный вычет в размере БПМ, применять социальные вычеты в размере расходов на получение любого образования, а не только первого высшего и среднего специального, а также в размере расходов на лечение – в разумных пределах.
Экономически обоснованные стандартные вычеты должны соответствовать сумме, обеспечивающей хотя бы простое воспроизводство человеческого капитала. Однако в Беларуси они имеют скорее символический характер. Так, стандартный вычет в размере 102 BYN уменьшает начисленный налог всего на 13,26 BYN, вычеты на ребенка (иждивенца) в размере 30 BYN – всего на 3,9 BYN, а вычет 57 BYN для одиноких родителей – на 7,41 BYN.
В то же время в большинстве стран за основу не облагаемой налогом части доходов физических лиц, как правило, берется сумма, равная или близкая к годовому БПМ. В придачу там есть широкий ассортимент стандартных, социальных и имущественных вычетов, позволяющих уменьшать налогооблагаемую базу на суммы расходов граждан на образование, лечение (как собственного, так и членов семьи), приобретение жилья и товаров длительного пользования. Поэтому при достаточно высоких ставках подоходного налога по прогрессивной шкале фактические ставки уплаченного налога там ненамного выше, а зачастую даже ниже, чем в Беларуси.
Так, в Эстонии необлагаемый минимум составляет 500 EUR в месяц, в Литве – до 200 EUR, Польше – от 3091 до 6600 злотых в год (719–1538 EUR), Германии – 5616 EUR в год для одиноких и 11 232 EUR для супружеских пар, представляющих совместные декларации, в США – 12 000 USD и 24 000 USD. При этом необлагаемый минимум обычно дифференцируется в зависимости от уровня дохода плательщика. Получается, что в той же Литве при прогрессивной шкале (от 20 до 31,4%) налог с зарплаты в 440 EUR составляет 48 EUR ((440 – 200) х 20%), а с аналогичного дохода в Беларуси по единой ставке 13% – почти на 20% больше. А с учетом других вычетов в ряде стран налог с низкооплачиваемых граждан вообще не взимается.
С позиций социальной справедливости надо расширить и сферу применения социальных и имущественных вычетов. При этом сокращение поступлений в бюджет компенсирует улучшение ситуации на рынке труда, снижение безработицы, расходов бюджета и субъектов хозяйствования на обучение и переподготовку персонала. Медицинские услуги станут доступнее, уменьшатся расходы ФСЗН на оплату пособий по нетрудоспособности. Имущественный вычет в размере расходов на приобретение жилья следует предоставлять не только тем, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а всем, кто может и хочет их улучшать. Это будет способствовать росту инвестиций в жилищное строительство за счет средств населения и сократит потребность в кредитах на данные цели.
Полагаю, что такие меры вполне можно уже сейчас включать в новый НК, который готовит рабочая группа. Ведь следующее изменение налогового законодательства планируется только через 3 года. Экономические и социальные проблемы в стране столько ждать не могут.