Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
19.03.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Расходы на рекламу

УП производило в 2003 и 2004г.г. и заказывало изготовление продукции со своим товарным знаком для безвозмездной передачи. Является ли она рекламой? Как следовало отражать данные операции на счетах бухучета в 2003г.? Нормируются ли эти расходы в 2004г...

УП производило в 2003 и 2004г.г. и заказывало изготовление продукции со своим товарным знаком для безвозмездной передачи. Является ли она рекламой? Как следовало отражать данные операции на счетах бухучета в 2003г.? Нормируются ли эти расходы в 2004г.?

Согласно ст.2 Закона от 18.02.1997г. N 19-3 "О рекламе" (в ред. от 2003-11-28г. N 249-3) реклама -- это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому и физическому лицам, товарам и способствовать реализации товаров. Рекламодатель -- юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для ее производства, размещения и распространения.

В соответствии с Положением о порядке исчисления, уплаты и отражения в бухгалтерском учете оффшорного сбора, утв. постановлением Минфина, ГНК и Минюста от 2000-02-14г. N 4/6/30, к рекламным услугам следует относить услуги по распространению в любой форме, с помощью любых средств информации о юридических или физических лицах, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическим или физическим лицам, товарам (услугам) и способствовать реализации товаров.

Таким образом, товарная реклама -- это информация о свойствах и качестве товара. Такая реклама нацеливает покупателя на его приобретение, создает спрос на товар.

Во Временных методических рекомендациях по разработке плана финансового оздоровления, утв. комитетом по санации и банкротству при Мингосимуществе от 8.06.1998г., разъясняется, что такое фирменная реклама -- это реклама предприятия, его успехов, достоинств. Изготовление продукции со своим товарным знаком или логотипом является одним из видов фирменной рекламы. В данном случае рекламируется само предприятие, а не его продукция.

Согласно подп.2.10.11 Основных положений по составу затрат к расходам на рекламу относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т.д.; на рекламные мероприятия (объявления в печати, передача по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и экспедирование рекламных материалов; на оформление витрин, выставок-продаж, выставок и ярмарок, комнат образцов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий.

Затраты на рекламу в 2003г. включались в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах установленных норм. Нормативы расходов утверждены постановлением Совмина от 10.06.1994г. N 429 "Об установлении нормативов расходования средств на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях" (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст.9 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" (в ред. от 2001-06-25г.) факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который должен быть составлен ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции в момент совершения операции, а если это не представляется возможным -- непосредственно после ее совершения. Лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухучете, а также достоверность содержащихся в них данных.

Таким образом, стоимость маек, кепок, ручек и прочей сувенирной продукции, на которой имеется изображение логотипа организации и ее товарного знака, являются расходами на рекламу, и в 2003г. должны были относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных законодательством норм. Стоимость собственной готовой продукции (газеты, календари), представляющая собой сверхнормативные рекламные расходы, списывалась за счет источников собственных средств и облагалась НДС в общеустановленном порядке. Налог в данном случае погашался за счет того же источника, что и стоимость продукции, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утв. приказом Минфина СССР от 1.11.1991г. N 56 и введенной в действие на территории РБ решением коллегии Минфина от 28.02.1992г., в 2003г. сч.43 "Коммерческие расходы" предназначался для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией продукции. В частности, на этом счете предприятия отраслей материального производства могли учитывать рекламные расходы. Оприходование готовой продукции, изготовленной (полученной) для реализации, в том числе продукции, частично предназначенной для собственных нужд предприятия, отражалось по дебету сч.40 "Готовая продукция" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство.

На субсч.10-1 "Сырье и материалы" учитывалось наличие и движение сырья и основных материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд и т.д.

Исходя из вышеизложенного, в 2003г. при поступлении и списании рекламной продукции необходимо было производить следующие бухгалтерские записи:

д-т сч.10 -- к-т сч.60, 76 -- на стоимость оприходованной рекламной продукции;

д-т сч.18/1 -- к-т сч.60, 76 -- на сумму НДС, выставленного изготовителем рекламной продукции;

д-т сч.60, 76 -- к-т сч.50,51,52 -- оплачена стоимость рекламной продукции;

д-т сч.18/2 -- к-т сч.18/1 -- отражается НДС, оплаченный поставщику;

д-т сч.43 -- к-т сч.10 -- стоимость рекламной продукции отнесена на коммерческие расходы в пределах норм;

д-т сч.81, 87, 88 -- к-т сч.10 -- списана рекламная продукция сверх норм;

д-т сч.81, 87, 88 -- к-т сч.68 -- начислен НДС по продукции, списанной за счет собственных источников.

С 1.01.2004г. согласно общей части Налогового кодекса при определении налоговой базы по платежам, исчисляемым от таких результатов деятельности плательщиков как доходы или прибыль, помимо самих полученных доходов (прибыли), необходимо определять объем фактически понесенных затрат. Важным условием здесь является осуществляемый плательщиками учет своих доходов и расходов. В то же время методика исчисления бухгалтерских показателей и показателей, установленных в качестве налоговой базы, может существенным образом отличаться. Например, в состав затрат для целей исчисления налога на прибыль не включаются отдельные виды понесенных плательщиками расходов, ряд других принимается в пределах специально установленных нормативов (рекламные расходы, информационные расходы и т.д.). В этих условиях является объективно необходимым ведение плательщиками специального учета, обеспечивающего в соответствии с требованиями налогового законодательства достоверное определение налоговой базы. Такой учет не замещает собой общий порядок бухгалтерского учета и является, по сути, системой расчетных корректировок его данных в целях определения налогооблагаемых показателей. Данные таких расчетных корректировок бухучета получили в общей части Налогового кодекса понятие "налоговый учет".

В соответствии со ст.7 Закона "О налогах на доходы и прибыль" при определении облагаемой налогом прибыли в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) не учитываются расходы на рекламу, произведенные сверх норм, установленных законодательством (в нашем случае -- это постановление Совмина N 429).

В себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на рекламу включаются в полном объеме (подп.2.2.22 Основных положений по составу затрат).

Следовательно, в 2004г. рекламные расходы подлежат нормированию в целях налогового учета, а на себестоимость они относятся без ограничений.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений