Расходы на дополнительные отпуска в затратах
С 1 января 2019 года в правилах отнесения к затратам, учитываемым при налогообложении, оплаты дополнительных отпусков произошли изменения.
До вступления в силу новой редакции Налогового кодекса подп. 1.7-2 п. 1 ст. 131 НК1 в предыдущей редакции были перечислены конкретные виды дополнительных отпусков, оплата которых не относится к затратам, учитываемым при налогообложении. К таким относились дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, продолжительный стаж работы в одной организации, а также поощрительные, за исключением тех, обязанность предоставления которых установлена актами Президента (например, дополнительный поощрительный отпуск, предоставляемый работникам, с которыми заключен контракт2).
С 1 января, во-первых, НК больше не перечисляет конкретные виды дополнительных отпусков, оплата которых не подлежит отнесению к затратам. Во-вторых, в НК появился новый вид затрат – нормируемые затраты, в числе которых указана оплата дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством, а также денежная компенсация за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков (подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК).
Сейчас одним из видов нормируемых затрат (перечислены в п. 1 ст. 171 НК) являются прочие затраты (п. 2 ст. 171 НК). Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1% выручки и сумм доходов, указанных в п. 3 ст. 171 НК.
В подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК в числе прочих затрат указаны выплаты в виде оплаты дополнительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательством, в т.ч. денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков. Таким образом, в правовой норме не перечисляются конкретные виды дополнительных отпусков, оплату которых следует либо не следует относить к нормируемым затратам, а лишь определено, что к таким дополнительным отпускам относятся те, обязанность предоставления которых установлена законодательством.
На практике же необходимо определить, какие дополнительные отпуска наниматель обязан предоставлять работнику в соответствии с законодательством, а какие вправе предоставлять по своему усмотрению.
Трудовым кодексом (далее – ТК) предусмотрены следующие виды дополнительных отпусков:
1) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы. Продолжительность дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяется в зависимости от класса (степени) вредности или опасности условий труда, установленного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда3. Категории работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за особый характер работы, продолжительность такого отпуска для каждой категории, особенности его исчисления и предоставления для отдельных категорий работников определяются в соответствии с подп. 1.2 п. 1 постановления № 73, а также приложениями 2–9 к постановлению № 73. Очевидно, что при наличии оснований, предусмотренных постановлением № 73, наниматель обязан предоставлять работникам такие дополнительные отпуска;
2) за ненормированный рабочий день. До 01.01.2019 согласно НК дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день относился к дополнительным отпускам, оплата которых не включалась в затраты, учитываемые при налогообложении. Сегодня нельзя однозначно ответить на вопрос о возможности включения. С одной стороны, дополнительный отпуск является обязательной компенсацией, предоставляемой работникам, которым установлен ненормированный рабочий день. Иными словами, если в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами работнику установлен ненормированный рабочий день, ему должен быть предоставлен дополнительный отпуск как минимум 1 календарный день (ст. 158 ТК). Большая минимальная продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день предусмотрена для отдельных категорий работников бюджетных организаций (3–5 календарных дней)4. С другой стороны, наниматель не обязан устанавливать работнику ненормированный рабочий день, что говорит в пользу невозможности отнесения к затратам оплаты дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день. Если все-таки исходить из того, что такое отнесение возможно, то встает другой вопрос: оплату за сколько именно дней дополнительного отпуска допустимо относить к нормируемым затратам? При установлении работнику ненормированного рабочего дня наниматель обязан предоставить ему дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день минимальной продолжительности. По общему правилу это 1 календарный день, а для отдельных категорий работников бюджетных организаций – от 3 до 5 календарных дней. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день сверх минимальной продолжительности наниматель предоставлять не обязан. Как следствие, нельзя отнести к нормируемым затратам оплату календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, предоставляемых сверх установленной законодательством минимальной продолжительности;
3) за продолжительный стаж работы. В соответствии со ст. 159 ТК предоставление такого дополнительного отпуска является правом, а не обязанностью нанимателя. Поэтому его оплата к затратам, учитываемым при налогообложении, не относится;
4) поощрительный. Оплата дополнительного поощрительного отпуска, предоставляемого нанимателем по собственному усмотрению в соответствии со ст. 160 ТК, не относится к затратам, учитываемым при налогообложении. Однако предоставление дополнительного поощрительного отпуска работнику, работающему по контракту, до 5 календарных дней в соответствии с Декретом № 29, является обязанностью нанимателя. В связи с этим имеются основания отнесения оплаты данного отпуска к затратам, учитываемым при налогообложении. Открытым остается вопрос о том, оплату за какое количество календарных дней такого отпуска можно отнести к затратам. Предыдущая редакция НК предусматривала, что оплата дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена актами Президента, относится к затратам, учитываемым при налогообложении. С 1.01.2019, на наш взгляд, нельзя однозначно утверждать, что к нормируемым затратам можно относить оплату всего дополнительного поощрительного отпуска, предоставляемого в соответствии с Декретом № 29. Подпункт 2.5 п. 2 Декрета № 29 указывает, что дополнительный поощрительный отпуск работникам, с которыми заключен контракт, предоставляется в количестве до 5 календарных дней. Следовательно, минимальная продолжительность данного отпуска, которую наниматель обязан предоставить работнику, составляет 1 календарный день. Свыше 1 календарного дня отпуск предоставляется по усмотрению нанимателя. Соотнесение подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29 с подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК позволяет сделать вывод, что, например, при предоставлении дополнительного поощрительного отпуска 5 календарных дней к нормируемым затратам может быть отнесена оплата только 1 календарного дня такого отпуска.
Полагаем, что по вопросам действующих с 1 января 2019 г. правил отнесения оплаты дополнительных отпусков к затратам, учитываемым при налогообложении, необходимо официальное разъяснение Министерства по налогам и сборам.
Исходя из подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК, различия в отнесении оплаты дополнительных отпусков к затратам, учитываемым при налогообложении, до и после 01.01.2019 можно отобразить в таблице.
Вид дополнительного отпуска |
Отнесение оплаты (денежной компенсации) дополнительного отпуска к затратам, учитываемым при налогообложении |
|
до 01.01.2019 |
с 01.01.2019 |
|
За работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы |
Относится к затратам в полном размере |
Относится к прочим нормируемым затратам в пределах 1 % выручки и иных доходов |
За ненормированный рабочий день |
Не относится к затратам |
Относится к прочим нормируемым затратам в пределах 1 % выручки и иных доходов оплата одного календарного дня, а для некоторых категорий работников бюджетных организаций 3-5 календарных дней согласно постановлению № 408 |
За продолжительный стаж работы |
Не относится к затратам |
Не относится к затратам |
Поощрительный |
Не относится к затратам. Исключение: оплата отпуска, предоставляемого по Декрету № 29, относится к затратам в полном размере |
Не относится к затратам. Исключение: оплата отпуска, предоставляемого по Декрету № 29, в пределах 1 календарного дня относится к прочим нормируемым затратам в пределах 1 % выручки и иных доходов |
1 Налоговый кодекс РБ (далее – НК).
2 Подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
3 Приложение 1 к постановлению Совмина от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» (далее – постановление № 73).
4 Приложение к постановлению Совмина от 18.03.2008 № 408 «О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день» (далее – постановление № 408).