Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Расчет с бывшими участниками и наследниками ООО на примере практической ситуации

В ООО было 37 участников.

В мае 2018 г. участник А подал заявление о выходе из общества. Действительная стоимость доли в уставном фонде ООО, подлежащая выплате участнику А, была рассчитана по состоянию на 01.05.2018.

В июле 2018 г. умер участник Б.

В сентябре 2018 г. участнику А была выплачена его доля в уставном фонде.

1. В какой срок следует выплатить действительную стоимость доли участника Б в уставном фонде ООО его наследникам? Следует ли данную выплату производить в январе 2019 г.?

2. Распределяется ли часть доли участника А на участника Б в размере пропорционально его доле в уставном фонде?

3. На какую дату рассчитывать стоимость доли участника Б, подлежащую выплате наследникам, и на основании каких документов?

Помимо ответов на вопросы, будем акцентировать внимание на проблемах правового регулирования в рассматриваемой сфере.

1. В тексте вопроса не указано, предусмотрена ли уставом ООО необходимость получения согласия всех его участников на принятие наследников умершего участника в состав общества. Между тем, ответ принципиально важен для определения наличия обязанности выплатить наследникам действительную стоимость доли участника Б и срока такой выплаты.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 102 Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон), доли в уставном фонде ООО переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками этого общества, если уставом общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия остальных участников общества.

Согласие считается полученным, если в течение срока, установленного уставом общества, но не более 30 дней с даты обращения к обществу на­следников (правопреемников), получено письменное согласие всех остальных участников или не получено письменного отказа ни от одного из остальных участников. Отказ в согласии на переход доли в уставном фонде ООО влечет обязанность общества выплатить наследникам умершего участника или правопреемникам юридического лица – участника общества действительную стоимость доли в уставном фонде общества либо с согласия наследников (правопреемников) выдать им в натуре имущество, соответствующее такой стоимости.

В соответствии со ст. 1083 Гражданского кодекса (ГК), документом, подтверждающим право на наследство, является выданное нотариусом свидетельство о праве на наследство. Таким образом, после получения наследниками участника Б свидетельств о праве на наследство, подтверждающих их наследственные права на долю участника Б в уставном фонде ООО, алгоритм действий ООО может включать различные стадии в зависимости от ряда условий.

А. Уставом не предусмотрена необходимость получения согласия всех участников на переход к наследникам умершего участника его доли в уставном фонде, и наследники желают вступить в число участников ООО:

а) наследники уведомляют ООО о переходе к ним доли участника Б в уставном фонде в соответствии со свидетельством о праве на наследство (ч. 5 ст. 101 Закона);

б) ООО вносит изменения и (или) дополнения в устав об изменении состава участников, и осуществляет их государственную регистрацию в 2-месячный срок согласно п. 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение).

В данном случае у ООО не возникает обязанности по выплате наследникам участника Б действительной стоимости его доли в уставном фонде.

Б. Уставом не предусмотрена необходимость получения согласия всех участников на переход к наследникам умершего участника его доли в уставном фонде, и наследники не желают вступать в число участников ООО:

а) наследники подают заявление о выходе из общества, поскольку доля умершего участника переходит к наследникам вместе со всеми правами и обязанностями, принадлежащими участнику общества;

б) ООО вносит изменения и (или) дополнения в устав, связанные с изменением состава участников, и осуществляет их государственную регистрацию в 2-месячный срок согласно п. 22 Положения;

в) наследникам выплачивается доля участника Б в уставном фонде, однако не в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 102, а в соответствии с ч.ч. 4–7 ст. 103 Закона. В частности, размер действительной стоимости доли определяется не на момент открытия наследства (смерти участника Б), а на момент подачи наследниками заявления о выходе из ООО.

В. Уставом предусмотрена необходимость получения согласия всех участников на переход к наследникам умершего участника его доли в уставном фонде, и наследники желают вступить в число участников ООО:

а) наследники подают заявление о даче согласия участниками на вступление наследников в ООО;

б) в течение срока, установленного уставом, но не более 30 дней с даты обращения наследников, участники ООО дают письменное согласие или отказ на вступление наследников в ООО, или не предпринимают никаких действий, тем самым выражая согласие на вступление наследников в ООО. После этого:

– если ни от одного участника ООО наследниками не получен письменный отказ на вступление в ООО, общество вносит изменения и (или) дополнения в устав, связанные с изменением состава участников (вступлением наследников в ООО), и осуществляет их государственную регистрацию в 2-месячный срок согласно п. 22 Положения. В этом случае обязанности выплатить наследникам действительную стоимость доли в уставном фонде участника Б не возникает;

– если хотя бы от одного участника ООО на­следниками получен письменный отказ в даче согласия на вступление в ООО, у общества возникает обязанность выплатить наследникам стоимость доли участника Б в уставном фонде в соответствии с ч.ч. 2–3 ст. 102 Закона в течение 12 месяцев с даты отказа наследникам в переходе к ним данной доли.

Г. Уставом предусмотрена необходимость получения согласия всех участников на переход к наследникам умершего участника его доли в уставном фонде, и наследники не желают вступить в ООО.

Законодательством не предусмотрено, как поступать в случае, если наследники, которым требуется согласие на переход к ним доли в уставном фонде ООО всех участников данного общества, отказываются вступать в ООО или не обращаются с просьбой о согласии. В такой ситуации нет оснований считать наследника участником ООО, поскольку он не обращался с просьбой о получении согласия его участников на вступление в ООО или же выразил прямой отказ от такого вступления, потребовав выплатить ему действительную стоимость доли наследодателя в уставном фонде.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации в качестве основания для выплаты действительной стоимости доли наследодателя наследнику ст. 102 Закона указывает не требование наследника, а отказ участников ООО в даче согласия на переход к нему указанной доли.

Таким образом, выплата наследнику действительной стоимости доли наследодателя в данной ситуации Законом не предусмотрена. Однако, исходя из основных начал гражданского законодательства (ст. 2 ГК), изложенный пробел в законодательстве не может служить основанием лишения наследников прав на долю наследодателя в уставном фонде ООО в связи с их нежеланием вступать в ООО. Полагаем целесообразным, чтобы в данной ситуации участники ООО уведомили наследников об отказе в согласии на их вступление в ООО в связи с их собственным отказом от такого вступления или неуведомлением ООО о том, каким образом они желают воспользоваться наследственными правами в отношении доли в уставном фонде. Указанное уведомление может служить основанием выплаты наследникам стоимости доли наследодателя в уставном фонде ООО.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации основания для выплаты наследникам участника Б действительной стоимости его доли в уставном фонде ООО в соответствии со ст. 102 Закона имеются в случае, если:

1) уставом предусмотрена необходимость получения согласия всех участников ООО на переход доли умершего участника в уставном фонде к его наследникам;

2) хотя бы один из участников ООО в установленный срок письменно уведомил об отказе в даче указанного согласия.

Действительная стоимость доли участника Б в уставном фонде по общему правилу не может быть выплачена его наследникам в январе 2019 г., поскольку в этом месяце лишь истекает 6-месячный срок для принятия наследства (ст. 1071 ГК). Следовательно, возможный отказ участников ООО в даче наследникам согласия на переход к ним доли участника Б в уставном фонде может иметь место как минимум в 2019 г. В связи с этим в соответствии с ч. 3 ст. 102 Закона выплата действительной стоимости доли участника Б в уставном фонде ООО его наследникам должна быть осуществлена по окончании 2019 финансового года и после утверждения отчета за этот год, то есть не ранее 2020 г.

Следует подчеркнуть, что, если устав ООО не предусматривает необходимости получения согласия участников ООО на переход к наследникам доли умершего участника в уставном фонде, основание выплаты наследнику действительной стоимости указанной доли имеется лишь в случае подачи данным наследником заявления о выходе из ООО после получения свидетельства о праве на наследство. Однако в этом случае расчет и выплата наследнику доли осуществляется по правилам не ст. 102, а ст. 103 Закона.

2. В случае выхода (исключения) участника ООО доля этого участника переходит к самому обществу с момента его выхода (исключения) из него (ч. 4 ст. 103 Закона).

ООО в течение 1 года со дня приобретения им долей (частей долей) участников в его уставном фонде должно распределить их между всеми участниками пропорционально размерам их долей в уставном фонде либо продать эти доли (части долей) в порядке осуществления преимущественного права приобретения доли в уставном фонде ООО, установленном ст. 98 Закона (ч. 1 ст. 100 Закона).

Таким образом, у ООО возникло право распределить долю участника А между остальными участниками пропорционально размерам их долей в уставном фонде с момента выхода участника А из ООО. Если в рассматриваемой ситуации такое распределение было в мае-июне 2018 г., очевидно, что соответствующая часть доли участника А распределяется на долю участника Б, поскольку последний в указанный период был жив и обладал всеми правами участника ООО. Если же распределение доли участника А осуществлялось после смерти участника Б, то Закон прямо не регулирует условия такого распределения.

С одной стороны, ч. 3 ст. 103 Закона говорит о том, что доля вышедшего участника в уставном фонде ООО распределяется между остальными его участниками. Согласно п. 2 ст. 16 ГК, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью. Это дает основания говорить о том, что с момента своей смерти участник Б уже не является участником ООО и не имеет правоспособности для участия в распределении доли участника А.

Однако, с другой стороны, доля участника Б в уставном фонде ООО продолжает существовать как объект гражданских прав (имущественное право), в т.ч. в период со дня смерти до момента решения вопроса о правопреемстве в отношении данного специфического объекта, и входит в состав наследства. После решения вопроса о правопреемстве правообладателями в отношении доли участника Б могут стать как наследники, так и само ООО. Ограничение права на приращение доли участника Б за счет доли участника А в уставном фонде ООО, на наш взгляд, не соответствует основам гражданского законодательства (ст. 2 ГК). По нашему мнению, при пропорциональном распределении доли участника А в уставном фонде ООО между остальными участниками, в т.ч. после смерти участника Б, соответствующая часть указанной доли должна распределяться на долю участника Б.

3. Согласно ч. 3 ст. 102 Закона и п. 2 ст. 1035 ГК, действительная стоимость доли в уставном фонде ООО, подлежащая выплате наследникам участника Б, определяется по бухгалтерскому балансу (книге учета доходов и расходов), составленному на момент открытия наследства, то есть на день смерти участника Б. Основанием расчета и выплаты наследнику действительной стоимости доли наследодателя в уставном фонде ООО является свидетельство о праве на наследство (ст. 1083 ГК).

***

Отметим, что в рассматриваемом случае нарушен порядок расчетов с участником А.

Выплата действительной стоимости доли в уставном фонде или выдача имущества в натуре выходящему (исключаемому) участнику ООО производятся по окончании финансового года и после утверждения отчета за год, в котором он вышел (был исключен) из этого общества, в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятии решения об исключении, если иное не предусмотрено уставом общества (ч.ч. 6 и 7 ст. 103 Закона).

Действительная стоимость доли в уставном фонде вышедшего (исключенного) участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов и уставным фондом.

Таким образом, выплата доли участнику А должна была быть не ранее 2019 г. Основания для ее выплаты в сентябре 2018 г. отсутствовали.

Данное нарушение может повлечь необоснованность выплаты участнику А действительной стоимости доли в уставном фонде ООО, поскольку по итогам 2018 г. у ООО может не оказаться требуемого источника указанной выплаты, если разница между стоимостью чистых активов и уставным фондом будет нулевой или отрицательной.

В таком случае оснований для выплаты участнику А стоимости его доли в уставном фонде ООО не будет. Следовательно, выплата в 2018 г. будет считаться неправомерной, и соответствующая сумма будет подлежать взысканию с него, как полученная в результате неосновательного обогащения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений