Работник «на удаленке»
У работников и нанимателей большой популярностью пользуется такая разновидность гибкой формы занятости, как удаленная (дистанционная) работа. При такой форме организации труда работник выполняет задание на дому или в любом другом месте.
Использование удаленного труда имеет свои сильные и слабые стороны.
Основные преимущества:
– сокращение издержек на аренду помещения, организацию рабочего места сотрудника, отсутствие затрат на содержание рабочего места (оплата электроэнергии, отопления, иные коммунальные платежи);
– отсутствие затрат на офисное оборудование и обеспечение его функционирования. Отпадает необходимость покупать компьютеры, офисную технику, оплачивать доступ в Интернет, телефонную связь;
– возможность оперативно заменить заболевшего либо отсутствующего по другим причинам работника;
– возможность оперативно привлечь дополнительного сотрудника для реализации в установленный срок трудоемкого проекта;
– возможность выбора из числа дистанционных наиболее квалифицированных работников с целью дальнейшего их приглашения на работу в офис компании;
– экономия на фонде заработной платы. В частности, если с работником заключен не трудовой, а гражданско-правовой договор, – возможность экономить на некоторых гарантиях, установленных ТК (трудовой отпуск и компенсация в виде среднего заработка за это время, выплата в связи с сокращением и др.).
Несмотря на очевидные преимущества удаленного труда, многие работодатели не доверяют такой форме найма. Ее основные недостатки следующие.
1. Отсутствие возможности контролировать трудовую дисциплину.
Безусловно, проверять начало и окончание рабочего дня, продолжительность перерывов в работе удаленного сотрудника значительно сложнее, чем офисного.
Необходимо учитывать: если с работником заключен гражданско-правовой договор, то работодатель не вправе контролировать его режим труда и отдыха. Можно проверять только выполнение задания (или его части) в установленный договором срок.
Но если с работником заключен трудовой договор, то определенный контроль со стороны нанимателя можно организовать. Прежде всего, необходимо установить режим труда и отдыха в трудовом договоре. Целесообразно прописать в соответствующем разделе право нанимателя контролировать режим труда работника, например, посредством электронных писем, телефонных звонков, связи по Skype или др. Необходимо отдельным пунктом прописать обязанность работника отвечать на телефонные звонки или электронные письма нанимателя. Интернет помогает получить информацию об отсутствии работника в сети и, соответственно, дает право поинтересоваться причинами отсутствия.
Но все же результат труда удаленного работника имеет приоритет над соблюдением трудовой дисциплины.
2. Недостаточный контроль качества работы в ходе ее выполнения.
Во-первых, нанимателю необходимо подробно прописывать задание, выдаваемое каждому работнику, излагая в нем требования к качеству работы. Задание может выдаваться по электронной почте, в т.ч. ежедневно, если такое условие прописано в трудовом договоре.
Во-вторых, задание целесообразно принимать не полностью готовым, а частями по мере выполнения. Тогда у нанимателя появляется возможность оценивать качество каждой части работы и в случае несоответствия стандартам – требовать исправлений и дополнений.
Если удаленные сотрудники выполняют работу в иных организационно-технических условиях (используют свои инструменты, оборудование и т.д.), наниматель с учетом экономической целесообразности может устанавливать для них нормы выработки исходя из конкретных условий выполнения работы на дому (ч. 1 ст. 307 ТК).
Кроме того, наниматель вправе применять гибкие формы оплаты труда, которые устанавливают расчет напрямую в зависимости от результата, в т.ч. от качества выполняемой работы.
3. Невозможность глубоко оценить профессионализм работника.
Профессиональные качества сотрудника нанимателю необходимо оценить при приеме на работу, учитывая рекомендации с предыдущих мест, способности работника к самоорганизации и др. Компетенции и ключевые навыки кандидата на вакансию можно проверить на собеседовании.
При приеме на работу наниматель вправе установить удаленному работнику испытательный срок. Условие о предварительном испытании должно быть прописано в трудовом договоре.
4. Отсутствие возможности оперативно распределять нагрузку между удаленными работниками.
Наниматели эту проблему обозначают, но, по нашему мнению, при правильной организации работы с учетом рекомендаций, изложенных в п.п. 1–3, у работодателя будет возможность анализировать ход выполнения задания и в случае необходимости перераспределить поручения между удаленными работниками.
5. «Удаленщика» не всегда можно привлечь к ответственности за несвоевременное или некачественное выполнение работ.
Сотрудники обязаны работать добросовестно. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную ТК и иными законодательными актами (ст. 53 ТК).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей удаленный работник может привлекаться к дисциплинарной или материальной ответственности на общих основаниях.
При привлечении удаленного работника к дисциплинарной и (или) материальной ответственности надо соблюдать процедуры, установленные главами 14 и (или) 37 ТК соответственно.
Организация взаимодействия с удаленными работниками надлежащим образом существенно снизит затраты работодателя, при этом не в ущерб качеству выполняемой работы.