Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Работа с дебиторской задолженностью на предприятии

Как должна вестись работа с дебиторской задолженностью и от чего именно зависит эффективность такой работы с нерезидентами?

Постановлением Совмина от 05.04.2016 № 274 «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы» перед органами, осуществляющими владельческий надзор за госкомпаниями, поставлена задача по взысканию просроченной внешней дебиторской задолженности и возврату валютной выручки в страну, в т.ч. путем установления напряженных ключевых показателей эффективности в части удельного веса просроченной внешней дебиторской задолженности в общем ее объеме, а также активизации работы с судебными и правоохранительными органами иностранных государств.

Вопрос возврата дебиторской задолженности нерезидентами особенно актуален. Одной из основных причин ее образования является отгрузка продукции непроверенным покупателям. Например, подписание договора производилось без личного контакта поставщика и покупателя. В результате может выясниться, что договор подписан не руководителем, и на счета покупателя давно был наложен арест, в результате чего его финансовое состояние оказалось на грани банкротства. В этом случае не сыграет роли даже грамотно заключенный договор.

Тем не менее, в результате заключения договора с учетом требований законодательства, в т.ч. и валютного, гарантия своевременного исполнения договорных обязательств существенно увеличивается.

Отдельные требования к условиям внешнеторговых договоров содержатся в Указе Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).

В частности, во внешнеторговом договоре обязательно должна содержаться:

– стоимость товаров (ориентировочная стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);

– условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной с учетом норм, изложенных в Указе № 178.

Кроме того, согласно Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утв. постановлением Правления Нацбанка от 16.04.2009 № 46, банк обязан при проведении валютной операции в представляемом клиентами внешнеэкономическом договоре проверять:

– соответствие валюты расчета валютному законодательству;

– наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента (для внешнеторговых договоров – также наличие условий расчетов);

– наличие общей стоимости (ориентировочной стоимости) товаров во внешнеторговых договорах, предусматривающих возмездную передачу товаров.

Однако такой контроль относительно внешнеторговых договоров не относится к валютным операциям, связанным с поступлением денежных средств, т.е. к экспорту. Следовательно, дополнительной проверке со стороны банка подлежат только импортные контракты. При поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства, контроль банка состоит в том, что он обязан после зачисления данных денежных средств на счет клиента уведомить Комитет госконтроля о следующих нарушениях, если они будут иметь место:

– несоответствии валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства;

– непредставлении информации по внешнеторговым операциям, предусмотренной при поступлении денежных средств.

Обязательным условием внешнеторговых контрактов является срок их исполнения в соответствии с Указом № 178.

Так, при экспорте, в т.ч. по договорам комиссии, резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в срок не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг с учетом некоторых ис­ключений, предусмотренных Указом № 178 и постановлением Совмина и Нацбанка от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций». При этом следует отметить, что срок для экспортеров увеличен до 180 дней в 2018 году Указом Президента от 23.06.2017 № 221 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь».

Правда, законодательство допускает возможное завершение внешнеторговой операции иными способами. Однако следует отметить, что иные способы завершения внешнеторговой операции, разрешенные Указом № 178, практически не востребованы, кроме факторинга.

Действительно, при отсрочке платежа банки достаточно активно предлагают экспортерам факторинг. К тому же существует возможность заключить договор факторинга на более льготных условиях в соответствии с Указом Президента от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Если же использование иных, кроме поступления денег на счета, вариантов завершения расчетов по внешнеторговой операции является неприемлемым для экспортера, то можно продлить срок исполнения внешнеторгового контракта в соответствии с постановлением Правления Нацбанка от 22.04.2009 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внеш­неторговых операций».

В частности, в случае, если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан обратиться за получением разрешения на продление срока завершения такой операции.

Если же предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фак­тической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением.

Таким образом, у каждого экспортера есть шанс на определенный срок узаконить дебиторскую задолженность, поскольку разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции не выдается только чисто по техническим причинам. А именно Нацбанк отказывает резиденту в выдаче разрешения в случае:

– представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления (несвоевременного представления) заявителем документов, необходимых для получения разрешения;

– если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически реализована и обязательства по ней прекращены;

– если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством;

– если превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный ранее выданным разрешением (при обращении о повторном продлении срока);

– если заявителем не выполнено одно либо не­сколько условий, установленных Совмином и Нац­банком.

Если сроки, предоставленные для исполнения внешнеторгового контракта, истекли, и нет возможности их продлить, то руководству предприятия придется нести ответственность за нарушение валютного законодательства в соответствии со ст. 11.37 КоАП.

Согласно нормам указанной статьи необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 2% от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.

Для сравнения отметим, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Также экспортерам РФ законодательно не установлены сроки, в пределах которых должна поступить экспортная выручка – срок определяется договором.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений