$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

07.08.2009

Постановление Совмина № 991 «О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Беларуси» отменено. Это решение принято по требованию Президента Республики Беларусь, к которому поступили многочисленные жалобы по поводу принятого документа. В этой связи А.Лукашенко сегодня поручил Правительству незамедлительно разобраться и принять меры по исправлению сложившейся негативной ситуации. Результат — постановление Совмина от 4.08.2009 № 1020 «О признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2009 г. № 991», вступившее в силу со 2 августа.

Внезапное появление постановления № 991 и его более чем странное содержание вызвало бурную реакцию делового сообщества. Ведь буквальное применение этого документа практически парализовало работу многих предприятий страны. Официальные комментарии, не совпадающие с содержанием постановления и противоречащие гражданскому законодательству, исправить ситуацию не могли. Неудивительно, что 3 августа бизнесмены по инициативе Минского столичного союза предпринимателей и работодателей собрались на экстренное совещание. Руководитель МССПиР Владимир Карягин заявил, что «в постановлении полностью отсутствует экономическая логика. Этот документ — как будто бы из другого мира. Оно могло бы быть выполнено только при условии существования Госплана и Госснаба, т. е. мы возвращаемся в плановую экономику».

По словам экспертов, предприниматели готовы вести конструктивный диалог с властью, чтобы решить проблемы уменьшения отрицательного сальдо, пополнения бюджета. Однако, как заявил председатель Республиканской конфедерации предпринимателей Виктор Маргелов, «мы не намерены обсуждать способы развала экономики. Необходимо требовать отмены постановления № 991». Мнение руководителей бизнес-союзов поддержали около 200 предпринимателей. По их словам, «тот, кто создавал это постановление, не имеет понятия ни о бизнесе, ни о рыночной экономике в целом. Этот документ способен убить и оптовую, и розничную торговлю». После окончания встречи рабочая группа экспертов подготовила письмо в адрес главы Администрации Президента и премьер-министра Беларуси.

Позиция бизнесменов нашла там понимание. Все информагентства процитировали слова помощника Президента РБ Сергея Ткачева, заявившего, что такое решение правительства не будет способствовать подключению частного бизнеса к снижению складских запасов белорусских производителей.

Как и год назад, в случае с приснопамятным постановлением Минэкономики № 179, бизнес-союзы доказали свою готовность и способность защищать интересы предпринимателей. Достойна уважения и работа юристов, выявивших множество пробелов как в самом постановлении, так и в официальных комментариях к нему, в то время как иные их коллеги уже торопливо торговали хитроумными схемами обхода новых требований. Выяснять, как вообще становится возможным появление подобных документов, почему ряд должностных лиц и экспертов так отстаивали его необходимость, на радостях, видимо, никто не будет.

Главное, что равновесие восстановлено. Государство исправило свою ошибку, бизнес отделался очередным легким испугом. Но ущерб постановлением № 991 уже нанесен. Речь не об убытках предприятий из-за недолгого срыва поставок, испорченных нервах, деньгах и времени. Куда хуже непредсказуемое метание от декларирования либерализации до тотальных запретов, от призывов рассчитывать только на себя до хватания кредитов, «точечной» раздачи льгот и дотаций. Все это ведет к утрате доверия делового сообщества. Нобелевские лауреаты 2004 г. Финн Кидланд и Эдвард Прескотт назвали такую ситуацию проблемой «временной непоследовательности». В их работах отмечалось, что если макроэкономическая политика объявлена, ее необходимо придерживаться. Иначе население и инвесторы изменят свои ожидания и побоятся доверять государству.

Проблему превышения импорта над экспортом в условиях мирового кризиса не решить запретами и протекционистскими мерами. Если прежними объемами закупать импортные сырье, материалы и комплектующие в расчете на выполнение прогнозных показателей производства, то при продолжающемся падении спроса за рубежом, с которым столкнулись наши экспортеры, отрицательное сальдо торгового баланса вряд ли сократится. А если не принять помощь частного бизнеса, включая нелюбимых посредников, склады предприятий не разгрузить. Одними административными мерами в XXI веке такие проблемы не решаются.

Остается и вопрос о роли и месте посредников в экономике страны. Как заявил премьер-министр Сергей СИДОРСКИИЙ, по данным мониторинга, показавшего, что разница в цене на один и тот же товар, который приобретают белорусские предприятия на территории республики, составляет от 30% до 260%. Только в Минске работают 6,3 тыс. юридических лиц, занятых поставкой на госпредприятия товаров, стоимость которых за 6 месяцев т.г. превысила 600 млн. USD. По мнению главы правительства, «таким образом подменяется понятие коммерческих снабженческих служб госпредприятий и предприятий с долей собственности государства». Поэтому премьер-министр полагал, что постановление касается лишь закупок предприятий с долей государства (хотя в самом документе какие-либо оговорки по форме собственности не упомянуты).

Между тем разобраться с целесообразностью посредничества можно и без огульных запретов и составления списков для избранных. Участие посредника в снабжении и сбыте предприятий может быть результатом эффективного аутсорсинга, позволяющего сэкономить немалые деньги и снизить риски. Налаженные связи с производителями, дающие право на скидки и отсрочки платежа, нередко делают участие посредника куда дешевле, быстрее и выгоднее, чем содержание собственных служб.

С другой стороны, нередко сделки с посредниками могут, наоборот, скрывать завышение цен на сырье и занижение — на готовую продукцию, откаты и обналичку, хищения и взятки. Обнаружить все это можно путем изучения условий конкретных сделок и ситуации на товарных рынках, экономических расчетов, выявления ценовых сговоров и необоснованных операций с аффилированными лицами. Критерии таких оценок не первый год применяются контролирующими органами многих стран мира, проверены практикой и решениями судов. Это несколько сложнее, чем обеспечивать результативность проверок за счет штрафов за ошибки в заполнении накладных. Зато делает страну территорией закона и порядка, на которой нет места произволу и коррупции. В таких условиях даже мировой финансовый кризис долго не живет.

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях