Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Мнения
29.06.2018 11 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №48 (2152) от 29.06.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Работа над Налоговым кодексом близится к завершению. Результаты есть

Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая

О том, как идет работа над комплексной корректировкой Налогового кодекса (НК), «Экономической газете» рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла СЕЛИЦКАЯ.

– Элла Александровна, вы присутствуете на заседаниях специальной межведомственной рабочей группы по подготовке новой редакции НК. Как вы оцениваете результаты ее работы на сегодняшний день?

– Специальная межведомственная рабочая группа для подготовки предложений о комплексной корректировке НК создана постановлением Сов­мина от 06.02.2018 № 102. В ее состав входит порядка 60 человек, представляющих депутатский корпус, различные министерства, ведомства, бизнес-союзы, аудиторские организации. Кроме того, на заседания рабочей группы при рассмотрении каких-то специализированных положений НК приглашаются и представители организаций. Первые результаты работы есть: отработана Общая часть, обсуждены основные положения по исчислению НДС, налога на прибыль, упрощенной системы налогообложения, подоходного налога, налога на доходы иностранных юридических лиц, имущественных налогов. За­трагивается огромное количество вопросов, идет активная работа по выработке предложений, подготовке Особенной части Налогового кодекса.

– Понятно, что у МНС все же в приоритете фискальная функция налогообложения, поскольку его задачей является обеспечить поступление налогов в казну как важнейшего источника кон­солидированного государственного бюджета. А бизнес-сообщество хочет снижения налоговой нагрузки и усиления стимулирующей функции налогов. Удается ли находить какой-то компромисс в решении этой сложной задачи?

– Рабочая группа как раз и создавалась в расширенном составе, чтобы можно было услышать разные мнения. Очень немного таких вопросов, которые подняли и сразу же было выработано решение. Вопросы налоговой политики очень непростые, и как вы правильно заметили, у разных сторон – разные цели. Поэтому дискуссии в большинстве своем действительно «жаркие». Не всегда получается найти ком­промисс. В этом случае принятие решений выносится на более высокий уровень: на рассмотрение рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Беларуси, которая создана при Совмине и возглавляется первым заместителем премьер-министра Васи­лием Матюшевским. Такой «двойной фильтр» дает возможность принимать оптимальные решения, не ущемляя интересы плательщиков и бюджета.

– А как вы оцениваете ситуацию с налоговыми льготами? Одни считают, что их у нас чрезмерно много, другие, что наоборот – мало, и требуют новых. Дискуссии ведутся и о приоритетах в отношении отраслей и сфер экономики, для которых эти льготы действуют. Какое здесь может быть решение?

– Вопрос совершенствования механизма предоставления налоговых льгот еще будет обсуждаться. Выскажу свое мнение о льготах на цифрах. За 2017 год более 71 тыс. плательщиков воспользовались налоговыми льготами на общую сумму 8,4 млрд. BYN. Это немалые суммы. Но насколько все действующие льготы эффективны, у нас сегодня ответа нет. Чтобы дать ответ на такой вопрос, надо ввести механизм оценки их эффективности с конкретным порядком прекращения действия льгот, если по результатам применения льгот стимулирующего характера отсутствует влияние на развитие отрасли, на конкретное производство. Это не просто, но выполнимо.

– И все же бизнес-сообщество, помимо налоговой на­грузки, больше всего волнуют налоговые проверки, штрафные санкции и приостановление операций по счетам, которое порой приводило к самым негативным последствиям для субъектов предпринимательства, вплоть до закрытия. Есть ли здесь какие-либо значимые подвижки в пользу бизнеса, ведь от этого во многом зависит инвестиционный климат в стране?

– МНС предложил ряд новых механизмов налогового администрирования.

Во-первых, изменен подход к приостановлению операций по счетам плательщиков в банке при неисполнении налогового обязательства, неуплате пеней. В основе данного подхода заложен принцип приостановления операций по счетам исходя из риск-ориентированных подходов в части своевременного исполнения налогового обязательства. Если плательщик 22-го числа не заплатил налоги, сегодня приостанавливаются операции уже с 23-го числа. Не всегда такой механизм хорошо сказывается на деятельности плательщика, поскольку есть ограничения на распоряжение денежными средствами. Поэтому предлагается, что если накануне нарушения плательщик в течение 6 месяцев своевременно ис­полнял свои налоговые обязательства, приостановление операций будет происходить не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты. Если же последние полгода он платил налоги не 22-го числа, а погашал задолженность до первого числа месяца, следующего за отчетным, тогда срок приостановления операций будет не ранее чем через 5 дней после наступления срока уплаты. То есть для самых добросовестных плательщиков предусматривается механизм более лояльный: дается более длительный срок рассчитаться с бюджетом без приостановки операций по счетам. А вот если плательщик постоянно несвоевременно ис­полняет налоговые обязательства, тогда речь идет о высоких рисках неисполнения налогового обязательства, и такая отсрочка приостановления опе­раций по счетам ему предоставляться не будет.

Во-вторых, в проекте Общей части НК заложены новые подходы к проведению камерального контроля, которые обусловлены спецификой организации такого контроля на основании информации, получаемой налоговым органом посредством различных сис­тем, в частности, учета ЭСЧФ, контроля торговых автоматов и кассового оборудования, в т.ч. возможности проведения камерального контроля в отношении плательщиков, не пред­ставивших налоговые декларации.

Также предусматривается введение поэтапного проведения камерального контроля. На первом этапе проводится автоматический предварительный контроль налоговых деклараций с использованием про­граммных и технических средств, а на втором – последующий кон­троль, в рамках которого плательщику при наличии нарушений в качестве превентивной меры (направление уведомления) предлагается добро­вольно исполнить налоговые обязательства. Только при неисполнении плательщиком налогового обязательств по предложению налогового органа проводится камеральная проверка. Поэтапное проведение камерального конт­роля повысит эффективность процесса кон­троля без вмешательства в текущую деятельность субъекта.

В-третьих, в части применения пеней, начисляемых на суммы предъявленных по результатам проверок налогов, сборов (пошлин), принято решение ограничить размер начисляемых пеней суммой доначисленных налогов, сборов (пошлин), чтобы избежать той ситуации, когда доначисляется налог, который должен был быть уплачен 10 лет назад в мизерной сумме, но суммы пеней, начисляемых на это налоговое обязательство, намного превышают начисленную сум­му налога.

– А как вы в целом оцениваете проект новой редакции Общей части НК?

– Он содержит много нов­шеств, которые упростят налоговое администрирование, под­держат добросовестное исполнение налоговых обязательств, облегчат порядок взаимодействия налоговых органов и плательщиков. Проект Общей части НК уже рассмотрен членами рабочей группы, сегодня нами отрабатывается каждое полученное замечание и предложение.

– А когда можно ожидать проект новой редакции Особенной части НК и какие новшества в нем вы бы выделили как наиболее значимые?

– Работа над Особенной частью в самом разгаре. По мере обсуждения отдельных глав на рабочей группе начинается работа над самим текстом этих глав. Процесс тоже очень непростой, поскольку надо учесть все нюансы, увязать нормы различных глав, обеспечить единство построения всех положений. Мы прилагаем все усилия, чтобы провести эту работу в возможно короткие сроки, чтобы, как мы говорим, у заинтересованных было достаточно времени на ознакомление с предлагаемым проектом.

Новшества, безусловно, будут. Это и изменение подходов в определении затрат, учитываемых плательщиками при налогообложении, в частности, пересмотр порядка учета нор­мируемых затрат, сближение бухгалтерского и налогового учета, чтобы исключить как можно большее количество корректировок, совершенствование механизма выставления ЭСЧФ по НДС, индексация критериев выручки для применения УСН, расширение возможностей применения инвестиционного вычета, пониженное налогообложение имущественными налогами организаций, возводящих новые объекты недвижимого имущества, прорабатывается вопрос о пере­смотре прав местных Советов на установление повышающих коэффициентов к ставкам налогов на недвижимость и землю и другие.

Белорусскую налоговую систему бизнес-сообщество постоянно критикует и за ежегодные корректировки НК, и за новшества, не столь уже редко вносимые другими нормативными правовыми актами, порой даже «задним числом». Насколько реально «замереть» с изменениями в налоговое законодательство на три года после принятия новой редакции НК?

– Такая задача поставлена главой государства. Будем ее выполнять.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений