Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9994
EUR:
3.4921
RUB:
3.6959
BTC:
111,590.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пять нарушений при расчете и выплате премий

Премия – вознаграждение, выплачиваемое дополнительно к основной заработной плате за результаты, достижение в труде. Премия является, по сути, одной из форм материального стимулирования (поощрения) работников организации.

Законодательством установлен ряд ограничений по материальному стимулированию руководителей, иных должностных лиц организации. Несоблюдение указанных ограничений очень часто приводит к необоснованной выплате премий и иных выплат стимулирующего характера при отсутствии на то должных оснований.

В настоящее время коммерческие организации, за исключением организаций, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, могут производить выплату премий за производственные результаты и надбавки всех видов, а также включать их в затраты в целях бухгалтерского и налогового учета без ограничения общей суммы направляемых средств.

Ситуация 1.

Руководителю организации, главным специалистам (их заместителям) начислена и выплачена премия по результатам работы за предыдущий месяц. При этом у организации в этом же периоде, по данным бухгалтерского учета, имеет место просроченная задолженность по платежам в бюджет, в т.ч. по уплате штрафов по постановлениям об административных правонарушениях, исполнение которых приостановлено на время рассмотрения ходатайства юридического лица об освобождении от административной ответственности.

Суть нарушения.

Премия выплачена при наличии задолженности по платежам в бюджет.

Обоснование.

В случае наличия у организации задолженности по платежам в бюджет начисление и выплата всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) не производится до момента ее полного погашения перед бюджетом (п. 2 Указа № 2921).

Обратите внимание! Требования п. 2 Указа № 292 не распространяются на руководителей и главных специалистов (их заместителей):

– предприятий машиностроения, находящихся в ведении Минпрома (п. 4 Указа № 3982);

– юридических лиц, которым в соответствии с решениями Президента, областных, Минского городского Совета депутатов предоставлена отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в бюджет, начисленным экономическим санкциям и пеням при условии своевременной уплаты текущих платежей в бюджет (ч. 4 п. 2 Указа № 292).

Ситуация 2.

В организации увеличены с 30 до 40% тарифной ставки размеры выплачиваемых работникам премий за выполнение установленных показателей. При этом, по данным бухгалтерского учета, у организации имеется просроченная задолженность по обязательным страховым взносам в ФСЗН.

Суть нарушения.

Размер премии повышен при наличии просроченной задолженности в ФСЗН.

Обоснование.

Организации всех форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в ФСЗН, не могут повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, надбавки и доплаты в период до погашения задолженности (п. 3 постановления № 19723).

Ситуация 3.

Руководителю организации начислен годовой бонус. При этом за отчетный год по сравнению с предыдущим в организации допущен рост убытков от реализации продукции, товаров (работ, услуг).

Суть нарушения.

Необоснованно начислен годовой бонус.

Обоснование.

Руководителям организаций не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные условиями контрактов, за месяц, в котором допущен, в частности, рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством.

Начисление руководителям организаций всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, за квартал, полугодие или иной период производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовал рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (подп. 2.5 постановления № 5974).

Ситуация 4.

Руководителю государственной организации начислен и выплачен годовой бонус в размере 13 окладов.

Суть нарушения.

Превышен размер годового бонуса, установленного законодательством.

Обоснование.

Годовой бонус за выполнение прогнозного показателя чистой прибыли организации за отчетный год и иных доведенных в установленном порядке прогнозных показателей в рамках обеспечения выполнения прогноза социально-экономического развития РБ в целом за отчетный год может выплачиваться руководителям государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50%, в размере не более 12 окладов включительно.

Годовой бонус выплачивается после подведения итогов работы организации единовременно или частями (подп. 6.6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утв. постановлением № 597).

Ситуация 5.

В организации в соответствии с положением о премировании начислено и выплачено работникам вознаграждение по итогам работы за предыдущий год. Сумма вознаграждения включена в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Суть нарушения.

Сумма вознаграждения включена в состав за­трат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Обоснование.

Вознаграждение по итогам работы за год включается в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности и учитывается на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») (п. 13 Инструкции № 1025).

При налогообложении прибыли не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, установленных им, включая вознаграждения по итогам работы за год (подп. 1.3 ст. 173 НК6).

При этом суммы вознаграждения по итогам работы за год не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) и не учитываются при налогообложении прибыли. Источник их выплаты – прибыль организации.


1Указ Президента от 13.08.1996 № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени» (далее – Указ № 292).

2Указ Президента от 04.10.1996 № 398 «О неотложных мерах по финансово-экономическому оздоровлению субъектов хозяйствования Республики Беларусь».

3Постановление Совмина от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики».

4Постановление Совмина от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее – по­становление № 597).

5Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102.

6Налоговый кодекс.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by