$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

Путь верный, но проблем через край: бизнес-сообщество оценило проект НК

31.08.2018
Путь верный, но проблем через край: бизнес-сообщество оценило проект НК
Фото: bitcoinwiki.co

Бизнес-союзы согласовали и представили в Минфин и МНС совместное письмо, в котором изложили свою позицию по поводу новой редакции Налогового кодекса (НК). «ЭГ» выделила ключевые моменты этого письма.

Новая редакция НК, по мнению бизнес-сообщества, пред­ставляет собой значительный шаг по совершенствованию налоговой системы РБ. Так, включение в НК основных принципов, на которых основывается налогообложение в нашей стране, а также «концентрация» в отдельной статье институтов, понятий и терминов, используемых в НК, будет способствовать лучшему пониманию налогового законодательства и может стать базой для справедливой и оптимальной налоговой системы.

В новой редакции НК решен ряд вопросов налогового ад­министрирования и контроля, взимания НДС, усовершенствован порядок включения некоторых расходов в затраты, учитываемые при налогообложении.

При этом бизнес-союзы сожалеют, что за рамками деятельности межведомственной рабочей группы остались многие вопросы, чрезвычайно актуальные для бизнеса. Ряд предложений, выдвигавшихся предпринимателями, не принят или лишь частично учтен при подготовке проекта новой редакции НК.

В частности, в проекте осталась система отсылочных норм; не ликвидирована возможность предоставления индивидуальных льгот по налогам. Также в НК не включено большинство норм налогового законодательства, которые устанавливаются иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, в проекте ощутимо недостаточное стимулирование инвестиций и развития бизнеса; не исключены некоторые нормы, позволяющие произвольно толковать налоговое законодательство не в пользу налогоплательщика; недостаточно смягчаются финансовые санкции за недоплату налогов; не предусматривается освобождение от финансовых санкций для добросовестных субъектов хозяйствования при совершении правонарушения в отсутствие вины.

Не пересмотрена система стандартных, социальных и имущественных вычетов по подоходному налогу; сохраняется система повышающих коэффициентов по имущественным налогам; не расширяется сфера применения УСН; сохраняется неравенство плательщиков, осуществляющих деятельность в одной отрасли экономики (услуги автосервиса для плательщиков единого налога и единого налога на вмененный доход, платежи за пользование земельными участками, утилизационный сбор и т.д.).

В письме, подготовленном бизнес-союзами, констатируется, что общего снижения налоговой нагрузки в стране не произойдет.

Также бизнес-союзы считают, что ведение квартальной отчетности по доходам работников увеличит нагрузку на бухгалтеров. Предприниматели предлагают просто дополнить необходимыми сведениями отчетность, предоставляемую в ФСЗН, и обеспечить передачу соответствующих отчетов в инспекции МНС.

Помимо прочего, бизнес-союзы отмечают, что в новой редакции НК не решены проблемы неналоговых платежей, которые представляют собой значительное обременение для бизнеса.

Бизнес-союзы в письме ут­верждают, что норма подп. 5.1 п. 1 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», со­гла­сно которой до 2020 г. не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), тру­дно выполнима в условиях внешней нестабильности и угрозы ухудшения конъюнктуры внешних рынков.

Поэтому они предлагают установить, что в стране не допускаются любые изменения налогового законодательства, влекущие увеличение фискальной нагрузки путем введения новых налогов и сборов, пере­смотра налоговой базы, ставок, субъектов и объектов налогообложения, квазиналоговых платежей (например, замена земельного налога арендной платой и платой за право аренды).

Первоочередными задачами бизнес-сообщество считает проведение инвентаризации и оценку эффективности налоговых льгот, установленных в НК и иных нормативных правовых актах. Невостребованные, необоснованные и неэффективные льготы должны быть отменены.

Также отмечается, что прин­цип стабильности не должен лишать налоговое законодательство гибкости, чтобы оно могло быстро и эффективно ликвидировать недостатки и пробелы законодательства и реагировать на любые изменения в экономике.

Бизнес-союзы предлагают, чтобы системная работа по совершенствованию налогового законодательства продолжалась непрерывно, с января каждого года, а заканчивалась в сентябре–октябре принятием закона, учитывающего все потребности экономики и вступающего в силу со следующего года.

При этом главной целью дальнейшего совершенствования налогового законодательства должно стать формирование фискальной политики, стимулирующей рост экономики, общее снижение налоговой нагрузки и ее перераспределение на основе принципов налогообложения, предусмотренных в проекте новой редакции НК.

Остается надеяться, что Минфин и МНС все же прислушаются к замечаниям и пред­ложениям делового сообщества при принятии окончательного варианта проекта НК.

Автор публикации: Отдел налогообложения «ЭГ»