Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Мнения
23.04.2004 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРОЖИВЕМ И САМИ...

Если выживем
Если выживем

Все кругом ищут инвесторов, а минский мотовелозавод недавно отказался от него. Наш корреспондент беседует с директором предприятия Анатолием ЯЗВИНСКИМ.

В ЧУЖУЮ "СКАЗКУ" НЕ ПОВЕРИЛИ...

-- На клубе директоров многим выступавшим было проще простого заявлять, что российский или другой иностранный капитал должен прийти в Беларусь и помочь нам. Но я категорически против этого, потому что уже как практик убежден, что только наш капитал, наши банки должны помогать производству. И пускай Нацбанк не говорит, что у них не хватает средств. Как ни трудно было, но Промстройбанк смог помочь нашему заводу. Дали нам этой зимой на полтора года льготный кредит (под 9,5%), который мы взяли, чтобы купить итальянскую линию для сварки труб. Одна эта линия сможет заменить все те четыре, которые сегодня есть на заводе. Должна была обойтись нам эта линия в 700 тыс. ЕUR. Но с помощью кредита мы отдаем итальянской фирме только где-то 350 тыс. 50% стоимости завод договорился возместить трубами. Вот такое хорошее решение проблемы. Обошлись ведь и без иностранной помощи. Поэтому я считаю правильным, что Мотовело отказал в прошлом году иностранному инвестору -- известной итальянской фирме по производству мотоциклов "Каджива", которая была готова инвестировать в наш завод, если бы мы согласились отдать 51% акций.

-- Анатолий Степанович, неужели вы думаете, что сможете все время рассчитываться трубами? Сегодня большая часть продукции завода (мотоциклы) уходит на экспорт в азиатские страны, не имея возможности конкурировать на других рынках, в том числе и белорусском. Разве не лучше было бы дать инвестору возможность привезти новые технологии, оборудование, многократно повысить качество и конкурентоспособность продукции?

-- Да ну... То, что будет диктовать другой хозяин -- это уже не то. Ладно, если бы у нас было частное производство из 3--4 человек, тогда можно было бы вести разговор, а сегодня здесь работают 5 тысяч. Отдать их иностранной фирме очень рискованно. Да, возможно, итальянцы привезли бы новые технологии. Но тогда на заводе осталась бы одна треть людей. Когда я был в Италии, я видел такое оборудование, где один станок заменяет десятки. Куда пойдут ненужные люди? К тому же, надеяться только на инвестора нельзя. Видите, куда он пришел в России? Туда, где добывается каменный уголь. Туда, где газ, нефть, мобильные системы, "Кока-кола". И все. А заводы -- станкостроительные, мотоциклетные, велосипедные -- они в десятки раз хуже нашего работают. Кстати, недавно узнали, что с 1 марта закрыт один из крупнейших мотоциклетных заводов в России "Ковров". И никто его не спас, потому что инвестор пойдет туда, где выгодно ему, а не заводу.

-- Но к вам же пришел! Значит -- видел выгоду.

-- А кто бы купил в Беларуси мотоцикл за 1,5--2 тыс. ЕUR? И вообще, я думаю, что это предложение было просто очередной проверкой: пойдем ли мы к ним в подчинение? Если бы итальянцы стали владельцами, не известно, остались бы здесь велосипеды, или было бы что-то другое. Спорный вопрос.

-- Разве нельзя юридически закрепить некоторые вещи, оговорить важные, на ваш взгляд, детали?

-- Все это можно, но я в душе просто считаю, что это игра была, сказка. У самой этой фирмы в Италии сегодня положение не очень хорошее. Заводы закрываются каждый месяц. А здесь они просто рассчитывают заработать на дешевой рабочей силе. Думаю, что даже если бы мы сказали "да", они бы сюда не пошли. И мы ответили "нет", потому что это пустая трата времени. Я не верю этому.

...И РАССКАЗАЛИ СВОЮ

-- Не кажется ли вам, что если так рассуждать, то можно дождаться, когда оборудование износится, предприятие потеряет конкурентоспособность, а люди -- уже все -- работу. Вы останетесь без прибыли, бюджет без налогов и т. д. Как же еще, если не инвестициями и новыми технологиями, ускорить переориентацию хозяйства страны на требования рынка, жизни?

-- А для этого Национальный банк (не коммерческие, а именно Национальный) должен быть арбитром лучших проектов, лучших тем, заниматься экономическим анализом. И Международный клуб директоров намерен просить Нацбанк создать такое аналитическое подразделение, которое могло бы отбирать наиболее перспективные проекты для их последующего кредитования. Например, сегодня идет разговор о выносе литейных производств из заводов на какой-то один (Тракторный, МАЗ), чтобы централизовать "литейку". Но я считаю, что просто централизация, на том оборудовании, которое есть, ничего не даст. Конечно, нужны новые технологии. Но на них надо не иностранные деньги брать, а свои выделить, централизованно. Купить литейное оборудование, которое в Германии, Италии в сотни раз производительнее, чем на Мотовело и на Тракторном заводе. И вот тогда имеет смысл создавать эту централизованную "литейку", которая будет работать на всю Беларусь, или, по крайней мере, на Минск. Так же и по другим предприятиям и отраслям. Причем деньги должны выделяться на то, что сегодня способно принести больше пользы государству. Есть какой-то другой проект, кроме литейного, куда Нацбанк готов вкладывать средства, -- хорошо, мы подождем.

-- И долго будете ждать?

-- Сколько надо. Главное, прибыль должно получать государство, не отдавая ее на сторону. Тогда мы будем развиваться. Я с удовольствием купил бы у государства литье, которое было бы дешевле, чем мое. Я был в Китае, Японии, Гонконге. Интересовался, за счет чего эти страны живут. Только внутренние резервы. Интеллект, ноу-хау, новые технологии. И их инвестируют только отечественные банки.

-- Так у них деньги есть!

-- Не было. Когда я был в Гонконге в позапрошлом году, сам спорил с банкирами о пользе иностранных инвестиций, выступая в их защиту. Они говорили: " Нет, у нас есть возможности, мы сами. Десять лет назад мы ели траву, букашек, голодали, но мы ни перед кем не поклонились, только сами". Нашли через банки, интеллект, изобретения. Я тогда сам был с ними не согласен. Но теперь, особенно когда мы в прошлом году потеряли часть зарубежных рынков, я убежден, что всю прибыль нужно оставлять в своей стране. Мы не против отдавать государству часть акций в счет долга (даже и 51%), если бы Нацбанк дал кредиты заводу под наш проект техперевооружения.

-- Какой?

-- Кроме итальянской линии, о которой я уже говорил, мы готовим с этой же фирмой "Ситко" второй проект. Какой, пока не скажу -- рано. Раз уж в прошлый раз полгода договаривались (очень сложно было убедить рассчитаться трубами), то и сейчас времени понадобится много, чтобы реализовать задуманное. Хотя сильного износа оборудования у нас нет, но когда видишь, какая техника существует за границей, конечно, хочется чего-то нового. Например, итальянская линия, которую мы приобретаем, позволит сильно поднять производительность. Если сейчас на наших четырех линиях занято 28 человек, то после ее запуска, который мы планируем на июнь-июль, будет 8.

-- А люди куда пойдут?

-- Найдем работу. Будем думать.

"ЕСЛИ БЫ У НАС БЫЛ КАПИТАЛИЗМ, ТО Я ГОВОРИЛ БЫ ПО-ДРУГОМУ"

-- Сегодня в нашем акционерном обществе нет доли государства (мы на эксперименте). Объемы производства и продаж с тех пор, как мы стали ОАО, конечно, выросли. Какое-то время вообще чувствовали себя героями. Но китайцы, основные конкуренты завода (как за рубежом, так и в Беларуси), нас быстро поставили на место.

Хотя в 2000г. годовой выпуск продукции составлял 2,4 млрд.ВYR, а в 2003г. -- уже 78 млрд. ВYR, то есть в 30 раз больше, все равно мы плохо живем. Много долгов у завода. Мы должны около 6 млрд. ВYR, нам должны где-то 10 млрд. На складах тоже много продукции. И положение хуже, чем в прошлом году. На 1 апреля на складе находилось продукции на 13 млрд. ВYR, в прошлом году на эту же дату было на 9 млрд. И это при ежемесячном выпуске продукции на 6 млрд. ВYR. То есть, где-то 2 месяца с хвостиком у нас на складах.

-- Сможете реализовать?

-- Другой задачи я не ставлю. Надо. Хотя заводу 59 лет, и мы знаем, что спрос на нашу продукцию сезонный, нужно уже принимать меры. Считаю, что торговля тоже должна заниматься реализацией, в том числе в другие страны.

Министерство торговли должно заниматься этим вопросом. Ну и мы, в первую очередь. На нашем заводском стенде написано, что никто нам не поможет, кроме нас самих. Этого и придерживаемся. Издержки производства снижаем, думаем о новых технологиях, поощряем работников за изобретения, удачные решения. В 2004г. на издержках планируем сэкономить минимум 760 т (6%) металла. Кстати, металл у нас сейчас -- больное место. Россия, чувствуя спрос на него, может диктовать цены. Так, за первый квартал этого года металл подорожал уже где-то на 40% (каждый месяц цены увеличиваются на 10-15%), а за прошлый год цены выросли на 30%. Мы же, к сожалению, не можем поднимать цены на продукцию. Сегодня везде, кроме нашей страны, все определяет рынок... Жуковский велосипедный завод (Брянская область), собирает сегодня велосипеды на 100% из китайских комплектующих. А в нашей стране решением правительства определено, что 51% комплектующих должны быть местного производства. Получается, что мы не в равных условиях с соседними странами. Поэтому наш рынок нужно защищать от импорта. Для нас проблема и то, что на Мотовело сегодня мы почти все делаем сами, кроме разве что электрооборудования, резины, подшипников и цепей, -- то есть 90%, если не учитывать, что все из российского металла. Весь мир от этого ушел. Кроме того, мы сами делаем двигатели, чего тоже нет нигде. Как решение проблем предлагаем создать на Мотовело свободную экономическую зону, чтобы пользоваться так называемыми льготами. Хотя я считаю, что это не льготы, а необходимое оказание помощи государством. Так же, как и защита внутреннего рынка.

-- А что даст защита рынка внутреннего, если на нем вы реализуете только 10% продукции? Рассчитываете в какой-то степени переориентировать на него реализацию?

-- А почему нет, если защитить рынок от наших основных конкурентов -- китайцев? В Беларуси уже не только их велосипеды, мотоциклы, но и скутеры. Хотя большая часть импорта идет из России и Украины, там просто производится сборка из китайских комплектующих. А пошлины они платят как за свою продукцию.

-- Какие проблемы возникают у Мотовело на внешних рынках?

-- Это та же защита от импорта, только уже со стороны иностранных государств. Почему мы потеряли в прошлом году Вьетнам? Еще в 2002г. отправляли туда 30 тыс. мотоциклов. А потом эта страна ввела ввозную пошлину -- 40%. В результате за 2003г. мы не продали там ни одного мотоцикла. В феврале и марте этого года отправили, правда, один контейнер -- пробный. Но, что из этого получится, не известно. Высокая пошлина стала в Иране -- потеряли и его. Китай, конечно, тоже по сравнению с 2001 и 2002гг. в прошлом году уменьшил объемы продаж в этих странах, но он гораздо более конкурентоспособен. Взять хотя бы рост объема продаж. Если в 1999г. у них во Вьетнаме было 140 тыс. мотоциклов, то в 2002г. -- 2 миллиона. У нас же 35 тыс. в 1999г. и 30 тыс., как я уже говорил, в 2002г. Мы очень зависим от экспорта в зарубежные страны. По мотоциклам он составляет 86%. Велосипеды больше идут в Россию, Украину, но и там конкуренция растет. А у нас еще не прочувствовали, что такое рынок. Если Россия и Украина уже прошли эту стадию, то мы нет. Не прочувствовали этого еще и на Мотовело.

-- Но вы же сами не хотите "нормального" рынка, просите защищать его...

-- Раз уж сегодня у нас такой государственный строй, значит, рынок надо защищать. Если бы у нас был капитализм, то я говорил бы по-другому.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by