Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Особенности предоставления скидок при проведении распродаж

Для стимулирования потребителей к совершению покупки в определенный период, ускорения оборачиваемости денежных средств, повышения уровня продаж и избавления от старых товаров организации розничной торговли часто проводят распродажи. В статье рассмотрены правила их проведения, особенности применения скидок к товарам, цены на которые регулируются и не регулируются государством.

Продавцы вправе проводить распродажи и мероприятия, направленные на стимулирование продажи товаров (п. 108 Правил № 7031).

Справочно: распродажа – продажа товаров, продукции общественного питания со снижением ранее установленной продавцом цены товаров, продукции общественного питания за счет предоставления всем покупателям скидок, не обу­словленных выполнением каких-либо условий, и сопровождаемая информированием покупателей о проводимом снижении цены товаров, продукции общественного питания (абз. 11 п. 2 Правил № 703).

 

Условия проведения распродаж

Проведение распродажи допускается, если выполняются в совокупности следующие условия (п.п. 109, 110 Правил № 703):

  • товары уже предлагаются продавцом к продаже на обычных условиях в принадлежащих ему торговых объектах, объектах общественного питания, при осуществлении торговли без использования торгового объекта, общественного питания вне объекта общественного питания;
  • стимулирование реализации товаров не запрещено законодательством;
  • на товары не установлены фиксированные цены;
  • на товары не установлены предельные минимальные цены. Исключение – пищевые продукты со сроком годности менее 30 календарных дней, цена которых с учетом скидки не будет ниже установленных предельных минимальных цен.

Обратите внимание! Не допускается:

– изменение фиксированных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), а также реализация товаров (работ, услуг) ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (ч. 4 п. 10 Инструкции № 1112);

– изменение фиксированных розничных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (ч. 2 п. 13 Инструкции № 111).

Несоблюдение норм законодательства при реализации товаров на условиях предоставления скидок с розничных цен – это нарушение дисциплины цен, признаваемое административным правонарушением.

Справочно: перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Сов­мином, государственными органами (организациями), приведен в приложении 1 к Указу № 723.

 

Предоставление скидки при проведении распродажи товаров

Одна из основных мер по стимулированию спроса и привлечению потенциальных покупателей – ценовое стимулирование, которое базируется на применении различных видов скидок.

Справочно: скидка – это снижение продавцом установленной им розничной цены товаров, продукции общественного питания (абз. 10 п. 2 Правил № 703).

Предоставление скидок при проведении распродажи товаров – наиболее распространенный вид акционной продажи товаров. В этом случае скидку могут получить все покупатели, приобретающие товар в период действия акции.

Законодательство не запрещает розничным организациям предоставлять покупателям скидки на товары, цены на которые регулируются государством.

При предоставлении скидок со сформированных розничных цен на товары, включенные в Перечень № 72, необходимо учитывать размеры установленных законодательством предельных максимальных торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров).

Если цены на товары не регулируются государством, юрлицо и ИП имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену на товар, если в отношении его не применяется регулирование цен (ст. 12 Закона № 255-З4). Следовательно, в этом случае надбавки к отпускным ценам производителей (импортеров) и скидки со сформированных розничных цен устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и конъюнктуры рынка, т.е. их размер не ограничен.

Решение о предоставлении покупателям скидок с розничных цен юридические лица и ИП принимают самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком (ч. 1 п. 13 Инструкции № 111).

Порядок предоставления скидок утверждается в форме единого документа (например, положения) или как совокупность внутренних документов (приказов, решений, распоряжений и др.). Сроки его действия, порядок внесения изменений и дополнений, ассортимент товаров, при реализации которых применяются скидки, а также условия их предоставления определяются с учетом складывающейся экономической ситуации, маркетинговой и учетной политики организации, а также норм ГК, Закона № 90-З5 и Правил № 703.

В разработанном порядке предоставления скидок должны быть указаны виды скидок, конкретные их размеры, условия предоставления каждого вида скидки, а также при необходимости перечень товаров, на которые они предоставляются. Размеры скидок по видам товаров, конкретный период (время) их предоставления (например, при проведении акций или в период с 9:00 до 12:00 и (или) с 21:00 до 23:00), а также категории населения, для которых предусматриваются скидки, могут утверждаться отдельным приказом руководителя организации.

Обратите внимание! При предоставлении покупателям скидок изменения в расчет розничных цен (например, в реестр розничных цен и (или) меню, прейскурант цен на услуги, иной аналогичный документ) не вносятся (п. 6 письма № 07-09/37к6).

 

Размещение информации при проведении распродаж

Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах, соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации (п. 1 ст. 7 Закона № 90-З).

Информация о проведении распродаж, мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров, размещается в торговых объектах, объектах общественного питания, средствах массовой информации или доводится до сведения покупателей иными доступными способами (п. 111 Правил № 703).

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать наименование, цену и условия оплаты, если эти условия отличаются от обычных условий оплаты, количество или комплектность товара, иные сведения (п. 2 ст. 7 Закона № 90-З, ч. 2 п. 10 Правил № 703). Данная информация доводится до сведения покупателей в т.ч. посредством ценников (прейскурантов), другими способами (ч. 1 п. 11 Правил № 703).

Справочно: ценник — это бумажный или иной визуально доступный для покупателей носитель информации, в т.ч. с электронным отображением информации, использованием грифельных досок, стендов, световых табло, используемый как средство доведения до покупателей информации о товарах, продукции общественного питания и их ценах (абз. 17 п. 2 Правил № 703).

Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев предоставления отдельным категориям покупателей скидок при проведении мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров, их продвижение, привлечение покупателей (проведение рекламных игр, предоставление скидок, более выгодных условий продажи и (или) доставки, призов, подарков, вознаграждения или иных преимуществ по сравнению с обычными условиями продажи таких товаров) (п. 18 Правил № 703).

Информация о размере скидок доводится до сведения покупателей в процентном отношении к цене товаров без учета скидок либо в абсолютном выражении в денежных единицах на ценниках, в меню или иными доступными способами (п. 112 Правил № 703).

В кассовом чеке указываются абсолютный размер скидки в денежных единицах к сформированной розничной цене по каждому наименованию продаваемых со скидкой товаров и общая сумма скидки по чеку в абсолютном выражении.

Таким образом, информация об условиях предоставления скидки должна доводиться до сведения покупателя одновременно с информацией о размере предоставляемой скидки и может указываться на ценниках, в уголке покупателя, иных информационных источниках, в т.ч. размещенных в глобальной сети Интернет, способами, позволяющими покупателю своевременно получить достоверную информацию о цене на товар с учетом скидки, размере скидки и условиях ее предоставления.

В соответствии с п. 109 Правил № 703 допускается проведение распродажи товаров, которые до начала проведения распродажи уже предлагались к продаже продавцом в принадлежащих ему торговых объектах.

Правилами № 703 также допускается проведение распродажи товаров, которые до начала распродажи уже предлагались к продаже продавцом с предоставлением скидки при выполнении определенного условия.

Требования к размеру шрифта для указания цены на товар без учета скидки и цены на товар с учетом скидки при проведении распродажи Правилами № 703 не установлены. Таким образом, при проведении распродажи допускается указывать цену на товар без учета скидки и цену на товар с учетом скидки одинаковым шрифтом либо указывать цену на товар с учетом скидки большим шрифтом.


1Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила № 703).

2Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111).

3Указ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Перечень № 72).

4Закон от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании».

5Закон от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З).

6Письмо Минторга от 25.01.2012 № 07-09/37к «О предоставлении скидок».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by