$

2.1159 руб.

2.3409 руб.

Р (100)

3.3194 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Контроль

Проведена национальная оценка рисков легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

19.01.2019

В соответствии с решением Президиума Совмина от 27.02.2018 проведена национальная оценки рисков легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (далее – НОР).

Оценка осуществлена в соответствии с методологией, разработанной на основании документов ФАТФ, Всемирного банка, Международного валютного фонда и ОБСЕ.

Деятельность по проведению оценки координировала межведомственная комиссия при Совмине, в состав которой вошли представители 15 госорганов: Комитета госконтроля, Генпрокуратуры, Верховного Суда, Нацбанка, Следственного комитета, КГБ, МВД, ГТК, Госпогранкомитета, Минфина, Минюста, МНС, МАРТ, Минсвязи, Госкомимущества. К участию в оценке привлекались также организации частного сектора и их ассоциации (союзы).

По итогам проведенной национальной оценки высокая степень угрозы легализации доходов, полученных преступным путем, присвоена налоговым преступлениям, незаконной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательству, преступлениям, связанным с наркотиками, преступлениям, связанным с информационными технологиями, преступлениям коррупционной направленности. Определены риски в кредитно-финансовой сфере и для сектора организаций и лиц установленных нефинансовых профессий.

Риск финансирования террористической деятельности в РБ оценен как низкий.

Также определены меры по снижению (ограничению) выявленных рисков, направленные на совершенствование институциональной среды, нормативно-правового регулирования, изучение международного опыта, укрепление кадрового и технического потенциала.

Краткие итоги национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности

Проведенная работа по оценке рисков легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем (далее – ОД), и финансирования террористической деятельности (далее – ФТ) за 2014–2017 гг. является первой для Беларуси масштабной оценкой рисков в данной сфере.

НОР проведена в период с февраля по август 2018 г. включительно.

В ходе НОР рассмотрены следующие секторы:

– финансовый сектор (банковская деятельность; операции с ценными бумагами; страховая деятельность; деятельность на внебиржевом рынке Форекс; деятельность лизинговых и микрофинансовых организаций; деятельность операторов почтовой связи);

– сектор юридических услуг (нотариальная деятельность, адвокатская деятельность, деятельность организаций, оказывающих риэлтерские услуги, деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих юридические услуги);

– сектор недвижимости;

– азартные игры, лотереи и электронные интерактивные игры;

– иные (товарные биржи, аудиторы, бухгалтеры, торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, сектор некоммерческих организаций).

В Беларуси количество зарегистрированных преступлений в анализируемом периоде демонстрирует устойчивую тенденцию к сокращению.

Вместе с тем по отдельным видам корыстных преступлений наблюдается рост: преступлениям коррупционной направленности, преступлениям, связанным с использованием информационных технологий, вымогательствам.

В 2017 г. наибольший материальный ущерб причинен следующими преступлениями:

– уклонение от уплаты сумм налогов, сборов – 89 млн. руб.,

– злоупотребление властью или служебными полномочиями – 56,1 млн. руб.,

– мошенничество – 29,7 млн. руб.,

– превышение власти или служебных полномочий – 20,2 млн. руб.

Проведенный анализ угроз ОД и ФТ показал, что преступные доходы, полученные в РБ, легализовывались путем приобретения и использования в предпринимательской деятельности автомобилей и недвижимости, вложения денежных средств в деятельность подконтрольных субъектов хозяйствования, использования казино.

Однако значительная часть преступных доходов не легализуется, а хранится в наличной форме, особенно полученных в результате совершения коррупционных преступлений и преступлений, связанных с торговлей людьми. Это может быть отнесено к национальным особенностям. Вместе с тем такие факты влияют на повышение рисков ОД в секторах с большим оборотом наличных денежных средств.

Отмечены случаи получения преступных доходов посредством использования банковских операций и ценных бумаг (облигаций), а легализации полученных преступных доходов – посредством использования банковских операций, операций с недвижимостью и выигрышей в казино. Для сбыта похищенного имущества использовались ломбарды и организации, осуществляющие скупку драгоценных металлов.

В схемах получения и (или) легализации преступных доходов чаще всего использовались следующие продукты банковской системы:

– банковские переводы – все группы предикатных преступлений;

– системы денежных переводов и электронные деньги – преступления, связанные с наркотиками и торговлей людьми;

– банковские платежные карточки – мошенничества, преступления, связанные с использованием информационных технологий.

Для совершения налоговых преступлений и (или) легализации преступных доходов наиболее часто использовались общества с ограниченной ответственностью, унитарные предприятия частной формы собственности и индивидуальные предприниматели.

С принятием Указа от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» возросло использование реквизитов и расчетных счетов организаций-нерезидентов. Анализ показал, что в схемах ОД, как правило, используются реквизиты компаний, зарегистрированных в Соединенном Королевстве, с расчетным счетом, открытым в банке Латвии.

С учетом мировых тенденций ожидается рост количества преступлений, связанных с информационными технологиями.

Организована работа по предотвращению ОД и ФТ (далее – ПОД и ФТ) во всех секторах: присутствует понимание возможности вовлечения лиц, осуществляющих финансовые операции, и их клиентов в схемы ОД и ФТ и проводится работа по управлению данными рисками.

Высокий уровень понимания рисков ОД и ФТ в своей деятельности демонстрируют банки, нотариусы и регистраторы недвижимости.

Большинство категорий лиц, осуществляющих финансовые операции, имеет специализированные программные комплексы, позволяющие автоматизировать деятельность в сфере ПОД и ФТ, а также принимают иные меры, направленные на снижение рисков ОД и ФТ в своей деятельности, включая сотрудничество с правоохранительными органами.

Свою многофункциональность и эффективность доказала специальная компьютерная кассовая система, которая с 01.12.2013 обеспечивает контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.

Типологии получения и (или) легализации преступного дохода систематически обобщаются в материалах межведомственной рабочей группы, созданной при Департаменте финансового мониторинга КГК, и рассылаются в государственные органы.

В РБ деятельность международных террористических организаций, их ячеек и членов не зафиксирована. Фактов пребывания на территории РБ лиц и организаций, включенных в санкционный список ООН, нахождения их имущества, а также иных принадлежащих им активов не выявлено. Решениями судов РБ организации террористическими не признавались. Отдельные проявления террористической, религиозно-экстремистской деятельности носят несистемный и единичный характер, при этом государственные органы имеют достаточные организационные и иные ресурсы для своевременного реагирования на такие угрозы.

По материалам Комитета госконтроля