Проведена национальная оценка рисков легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
В соответствии с решением Президиума Совмина от 27.02.2018 проведена национальная оценки рисков легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (далее – НОР).
Оценка осуществлена в соответствии с методологией, разработанной на основании документов ФАТФ, Всемирного банка, Международного валютного фонда и ОБСЕ.
Деятельность по проведению оценки координировала межведомственная комиссия при Совмине, в состав которой вошли представители 15 госорганов: Комитета госконтроля, Генпрокуратуры, Верховного Суда, Нацбанка, Следственного комитета, КГБ, МВД, ГТК, Госпогранкомитета, Минфина, Минюста, МНС, МАРТ, Минсвязи, Госкомимущества. К участию в оценке привлекались также организации частного сектора и их ассоциации (союзы).
По итогам проведенной национальной оценки высокая степень угрозы легализации доходов, полученных преступным путем, присвоена налоговым преступлениям, незаконной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательству, преступлениям, связанным с наркотиками, преступлениям, связанным с информационными технологиями, преступлениям коррупционной направленности. Определены риски в кредитно-финансовой сфере и для сектора организаций и лиц установленных нефинансовых профессий.
Риск финансирования террористической деятельности в РБ оценен как низкий.
Также определены меры по снижению (ограничению) выявленных рисков, направленные на совершенствование институциональной среды, нормативно-правового регулирования, изучение международного опыта, укрепление кадрового и технического потенциала.
Краткие итоги национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности
Проведенная работа по оценке рисков легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем (далее – ОД), и финансирования террористической деятельности (далее – ФТ) за 2014–2017 гг. является первой для Беларуси масштабной оценкой рисков в данной сфере.
НОР проведена в период с февраля по август 2018 г. включительно.
В ходе НОР рассмотрены следующие секторы:
– финансовый сектор (банковская деятельность; операции с ценными бумагами; страховая деятельность; деятельность на внебиржевом рынке Форекс; деятельность лизинговых и микрофинансовых организаций; деятельность операторов почтовой связи);
– сектор юридических услуг (нотариальная деятельность, адвокатская деятельность, деятельность организаций, оказывающих риэлтерские услуги, деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих юридические услуги);
– сектор недвижимости;
– азартные игры, лотереи и электронные интерактивные игры;
– иные (товарные биржи, аудиторы, бухгалтеры, торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, сектор некоммерческих организаций).
В Беларуси количество зарегистрированных преступлений в анализируемом периоде демонстрирует устойчивую тенденцию к сокращению.
В 2017 г. наибольший материальный ущерб причинен следующими преступлениями:
– уклонение от уплаты сумм налогов, сборов – 89 млн. руб.,
– злоупотребление властью или служебными полномочиями – 56,1 млн. руб.,
– мошенничество – 29,7 млн. руб.,
– превышение власти или служебных полномочий – 20,2 млн. руб.
Проведенный анализ угроз ОД и ФТ показал, что преступные доходы, полученные в РБ, легализовывались путем приобретения и использования в предпринимательской деятельности автомобилей и недвижимости, вложения денежных средств в деятельность подконтрольных субъектов хозяйствования, использования казино.
Отмечены случаи получения преступных доходов посредством использования банковских операций и ценных бумаг (облигаций), а легализации полученных преступных доходов – посредством использования банковских операций, операций с недвижимостью и выигрышей в казино. Для сбыта похищенного имущества использовались ломбарды и организации, осуществляющие скупку драгоценных металлов.
В схемах получения и (или) легализации преступных доходов чаще всего использовались следующие продукты банковской системы:
– банковские переводы – все группы предикатных преступлений;
– системы денежных переводов и электронные деньги – преступления, связанные с наркотиками и торговлей людьми;
– банковские платежные карточки – мошенничества, преступления, связанные с использованием информационных технологий.
С принятием Указа от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» возросло использование реквизитов и расчетных счетов организаций-нерезидентов. Анализ показал, что в схемах ОД, как правило, используются реквизиты компаний, зарегистрированных в Соединенном Королевстве, с расчетным счетом, открытым в банке Латвии.
С учетом мировых тенденций ожидается рост количества преступлений, связанных с информационными технологиями.
Организована работа по предотвращению ОД и ФТ (далее – ПОД и ФТ) во всех секторах: присутствует понимание возможности вовлечения лиц, осуществляющих финансовые операции, и их клиентов в схемы ОД и ФТ и проводится работа по управлению данными рисками.
Высокий уровень понимания рисков ОД и ФТ в своей деятельности демонстрируют банки, нотариусы и регистраторы недвижимости.
Большинство категорий лиц, осуществляющих финансовые операции, имеет специализированные программные комплексы, позволяющие автоматизировать деятельность в сфере ПОД и ФТ, а также принимают иные меры, направленные на снижение рисков ОД и ФТ в своей деятельности, включая сотрудничество с правоохранительными органами.
Свою многофункциональность и эффективность доказала специальная компьютерная кассовая система, которая с 01.12.2013 обеспечивает контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса.
Типологии получения и (или) легализации преступного дохода систематически обобщаются в материалах межведомственной рабочей группы, созданной при Департаменте финансового мониторинга КГК, и рассылаются в государственные органы.
В РБ деятельность международных террористических организаций, их ячеек и членов не зафиксирована. Фактов пребывания на территории РБ лиц и организаций, включенных в санкционный список ООН, нахождения их имущества, а также иных принадлежащих им активов не выявлено. Решениями судов РБ организации террористическими не признавались. Отдельные проявления террористической, религиозно-экстремистской деятельности носят несистемный и единичный характер, при этом государственные органы имеют достаточные организационные и иные ресурсы для своевременного реагирования на такие угрозы.
По материалам Комитета госконтроля