Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Противостояние на картофельном поле

Между Беларусью и Россией на аграрном рынке в ближайшей перспективе может начаться «картофельная война». Возможность такого сценария не исключают картофелеводы двух стран, обсудившие в Минске вопросы производства и взаимной торговли данным продуктом.

Как и в перманентной «молочной войне», ареной картофельного противостояния экономических партнеров по евразийской интеграции может стать российский рынок аграрной продукции. Источник потенциального конфликта – перепроизводство картофеля в Беларуси. В 2017 г., например, наша самообеспеченность им превысила нормативный уровень на 4,1%. Поэтому излишки вывозятся за пределы республики, в прошлом году картофельный экспорт принес отечественным поставщикам 65,5 млн. USD валютной выручки, сообщил начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода РБ Алексей Богданов.

Правда, за пределами ЕАЭС белорусы реализовали всего 5,4% экспортного объема картофеля. Его основной поток внутри Союза был направлен в Россию – 97%.

Между тем здесь также стремятся к снижению импортозависимости и самообеспечению данным продуктом. Как сообщила руководитель аппарата «Картофельного союза России» Татьяна Губина, в 2017 году в РФ было произведено 29,5 млн. т картофеля, что в 2,5 раза превышает потребность в нем населения, рассчитанную на основании медицинских норм. Правда, 77,2% названного объема произведено домашними хозяйствами, включая горожан-дачников, выращивающих продукт для себя, чаще всего низкокачественный.

РЫНКУ же нужен товарный картофель, производимый сельхозорганизациями и фермерами для нужд торговых сетей и перерабатывающих предприятий пищевой отрасли. Как раз в этом сегменте и сталкиваются интересы местных производителей и поставщиков импортной продукции. В прошлом году, например, российские картофелеводы собрали порядка 6,7 млн. т товарных клубней. Однако с реализацией по достойным ценам у них возникли проблемы, так как конкурировать пришлось не только друг с другом, но и с импортерами, которые завезли и продали местным потребителям 772 тыс. т столового картофеля иностранного производства. Структура российского рынка импортного картофеля по итогам прошлого года показана на диаграмме:

По информации Т. Губиной, производство товарного картофеля в РФ растет быстрыми темпами. По сравнению с 2003 годом валовой сбор его в 2017 году вырос здесь втрое. К концу текущей пятилетки местные производители планируют поставить на национальный рынок до 10 млн. т собственного продукта.

СООТВЕТСТВУЮЩИЕ условия для этого создаются как самими представителями картофельного бизнеса, так и государством. В первую очередь валовой рост обеспечивается за счет повышения урожайности этой сельхозкультуры. Положительная динамика данного показателя в последние годы приобрела в целом устойчивый характер, в т.ч. за счет повышения культуры возделывания картофеля. Российские аграрии уверенно овладевают агротехнологиями, развивают семенную базу, строят хранилища и закупают специализированную сельхозтехнику.

Это происходит также благодаря господдержке, которая осуществляется по нескольким направлениям. В их числе льготное кредитование организаций АПК, возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, помощь в создании селекционно-семеноводческих центров, возмещение части прямых затрат.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ результаты такой политики в «Картофельном союзе России» видят уже сегодня. Процесс импортозамещения в данном секторе АПК РФ стал реальностью, о чем можно судить по структуре товара в торговых сетях. Например, на прилавках магазинов Москвы удельный вес импортного мытого картофеля в ноябре и декабре 2017 г. составлял лишь 2% и 4% соответственно, январе 2018 г. – 8%. Эту небольшую долю импортной продукции в зимние месяцы занимает, как правило, свежий картофель южных стран, в первую очередь ввезенный из Египта.

Поскольку у белорусских картофелеводов нет таких преимуществ в зимний период, как тепло и солнце для возделывания данной сельхозкультуры, им приходится конкурировать на российском рынке с местными производителями, находящимися в схожих климатических условиях. Причем в силу меньших тран­спортных издержек те получают экономические преимущества для сбыта. Чтобы победить в такой конкуренции, наши поставщики, не секрет, нередко снижают цены реализации. А российским картофелеводам такой демпинг, мягко говоря, не нравится.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений