Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прокуратура защитит предпринимателей, а коррупционеров накажет

За соблюдением прав бизнесменов будет организован прокурорский надзор, прокуроры ориентированы на исключение неоправданных проверок. О важных проектах Генеральной прокуратуры в ходе пресс-конференции рассказал заместитель Генерального прокурора Беларуси Алексей Стук.

«Деятельность органов прокуратуры неразрывно связана с экономическими процессами, которые происходят в государстве. В частности, работа надзорных органов по сокращению внешней просроченной дебиторской задолженности и возврата валютной выручки в страну осуществляется в тесном взаимодействии с правительством», – рассказал А. Стук.

По его словам, Генпрокуратура предложила при оценке выполнения плановых показателей по объему экспорта в первую очередь учитывать не стоимость отгруженных товаров, а объем поступивших платежей и динамику изменения просроченных долгов.

Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из базисных условий устойчивого развития страны, сказал А. Стук. Для поддержки предприятий и сокращения задолженностей прокуроры нередко обращаются в суды с исковыми заявлениями. Так, в I квартале заявлено 10 исков на общую сумму более 6,5 млн. BYN.

Кроме того, Генпрокурор Беларуси Александр Конюк издал приказ об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

«Прокуроры ориентированы на обеспечение соблюдения законодательства всеми контролирующими органами, исключение неоправданных проверок, необоснованных мер принуждения и ответственности», – отметил А. Стук.

Коррупционный спрут: где чаще дают взятки

Количество всех видов преступлений в Беларуси снизилось, зато коррупционных – выросло в два раза. Так, общее число зарегистрированных преступлений за январь–май 2018 г. (33 861) снизилось на 6,2% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (36 860). Уровень преступности в расчете на 10 тыс. населения составил 35,6.

Вместе с тем вызывает тревогу рост преступлений, связанных с оборотом наркотиков в Минске и Минской области, а также рост насилия в семье (+12%).

Заместитель Генпрокурора отметил рост преступлений коррупционной на­правленности – за 5 месяцев их учтено уже 1107, что по сравнению с прошлым годом (584) почти вдвое больше. По мнению А. Стука, это связано как с активностью оперативных служб, так и с рассмотрением судами многоэпизодных уголовных дел.

«Наибольшее число преступлений зарегистрировано в сферах транспорта – 192, промышленности – 132, госуправления – 118, здравоохранения – 114, строительства – 98 и образования – 89. Материальный ущерб от коррупционных преступлений составил 8 млн. 800 тыс. BYN. Ущерб возмещен в ходе следствия на 36,5%, а на имущество лиц, совершивших эти преступления, наложен арест на сумму 10 млн. 728 BYN», – рассказал А. Стук.

Заместитель Генпрокурора рассказал о наиболее характерных видах таких преступлений – это незаконное проведение процедур закупок, неправомерное предпочтение интересов определенных физических лиц, использование служебного положения при решении личных вопросов.

Оперативность спецслужб, многоэпизодные дела и действие Закона о коррупции, который действует уже более двух лет, – вот факторы, способствующие борьбе с коррупцией в Беларуси, считает А. Стук.

Органы прокуратуры проводят большое количество проверок и выявляют административные правонарушения, создающие условия для коррупции и порождающие коррупцию. «Этот пласт административных правонарушений несет и профилактическое воздействие с целью предотвращения более тяжких преступлений, а именно тогда, когда действия должностного лица уже квалифицируются по коррупционным статьям Уголовного кодекса», – отметил эксперт.

Кроме того, в этом году Генпрокуратура вскрыла системные недостатки при оказании медицинской помощи социально уязвимым категориям граждан. В результате просчетов органов здравоохранения при выполнении функции опеки сотни людей, признанных недее­способными вследствие психических заболеваний, остались без необходимой социальной помощи. В настоящее время по требованию Генпрокуратуры правительство, Минздрав и Минтруда прорабатывают внесение возможных изменений в законодательство на предмет возложения функций опеки на органы соцзащиты.

Апелляция заменит кассацию, а по наркостатьям заменят сроки

Перед органами прокуратуры стоит задача адаптироваться к условиям введения в действие с 21 июля текущего года апелляционного производства вместо кассационного по гражданским делам.

В ходе пресс-конференции была затронута и проблема правомерности принятых судебных решений. «Осуществляя надзор за соответствием судебных решений по уголовным делам в I квартале 2018 г., в 90% случаев прокуратура их поддержала», – сказал А. Стук.

Что касается изменения ответственности по наркотическим ст.ст. 327–332 УК, то сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы в ст. 328 в ч. 2 (сбыт) и части 3 (квалифицированный сбыт) уменьшить нижние границы – с 5 лет до 3 лет и с 8 лет до 5 лет соответственно.

«Мы предлагаем уменьшить нижние границы, чтобы дать возможность суду больше варьировать меру ответственности. Кроме того, прокуратура выступает за определение ответственности в зависимости от количественных показателей. Действительно, в судебной прак­тике бывает, что за меньший сбыт какого-то количества наркотиков присуждают срок больше», – отметил А. Стук.

Замгенпрокурора также прокомментировал предложения, которые звучат в обществе, – не считать сбытом наркотиков совместное потребление. «Генеральная прокуратура выступает против этого. Эти действия лишь на первый взгляд кажутся безобидными. Как правило, первая апробация наркотиков делается бесплатно, чтобы подсадить на крючок. Считаю, что любая передача – это сбыт и вовлечение в потребление», – сказал А. Стук.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений