Производство товаров в СЭЗ: таможенные аспекты
Во всем мире свободные экономические зоны (CЭЗ) являются эффективным инструментом создания экспортоориентированных производств, стимулирования экономической активности и увеличения количества рабочих мест. В Беларуси этот инструмент успешно используется в течение уже достаточно долгого времени. Однако при производстве товаров в рамках СЭЗ важно учитывать и особенности таможенного декларирования.
Товары (как иностранные, так и Евразийского экономического союза) размещаются и используются в пределах СЭЗ согласно п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (далее – СТЗ).
Декларант процедуры СТЗ
Важной особенностью является то, что декларантом таможенной процедуры СТЗ согласно п. 2 ст. 202 ТК ЕАЭС могут выступать лица, являющиеся резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ, на территории которой будут размещаться эти товары. Таким образом, организация, которая планирует организовать производство в рамках СЭЗ, должна быть резидентом СЭЗ.
Отметим, что согласно п. 1 ст. 1 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, заключенного 18 июня 2010 г., резидентом (участником) свободной (специальной, особой) экономической зоны является юрлицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства – члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов СЭЗ. В Беларуси вопросы правового статуса резидентов СЭЗ регулируются главой 5 Закона от 07.12.1998 № 213-З.
Статус товаров
Товары могут производиться в рамках СЭЗ из товаров ЕАЭС и иностранных товаров в различных комбинациях (только из товаров ЕАЭС, только из иностранных товаров и из их сочетания). От этого будет зависеть их дальнейший статус для таможенных целей и, соответственно, особенности таможенного декларирования, включая уплату таможенных платежей.
Согласно п. 8 ст. 201 ТК ЕАЭС товары, изготовленные (полученные) из товаров ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров ЕАЭС, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус товаров ЕАЭС.
В соответствии с п. 9 ст. 201 ТК ЕАЭС товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров ЕАЭС, приобретают статус иностранных товаров.
Особенности декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов при вывозе произведенных в СЭЗ товаров за пределы ЕАЭС
Согласно п. 1 ст. 210 ТК ЕАЭС в случае, если товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, вывозятся с таможенной территории Союза, статус таких товаров определяется в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, которые могут выражаться в:
1) изменении кода товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых 4 знаков;
2) изменении стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли);
3) выполнении необходимых условий, совершении производственных и технологических операций, достаточных для признания товаров товарами Союза.
1. Если за пределы ЕАЭС вывозятся произведенные в СЭЗ товары, признанные товарами ЕАЭС, то согласно подп. 2 п. 5 ст. 207 ТК ЕАЭС они помещаются под таможенную процедуру экспорта. Условия помещения товаров под эту процедуру, установленные ст. 140 ТК ЕАЭС, предусматривают:
уплату вывозных таможенных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС;
соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС;
соблюдение иных условий, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС, двусторонними международными договорами между государствами – членами и международными договорами государств – членов с третьей стороной.
2. Если же вывозятся за пределы ЕАЭС произведенные в СЭЗ товары, признанные иностранными, то согласно подп. 1 п. 5 ст. 2017 ТК ЕАЭС они помещаются под таможенную процедуру реэкспорта. В рассматриваемой ситуации в соответствии с подп. 5 ст. 238 и п. 1 ст. 239 ТК ЕАЭС условиями помещения таких товаров под таможенную процедуру реэкспорта являются:
1) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС;
2) предоставление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах.
Уплата таможенных пошлин, налогов не предусмотрена в этом случае.
Особенности декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе произведенных в СЭЗ товаров на остальную часть таможенной территории ЕАЭС
1. Согласно подп. 2 п. 6 ст. 207 ТК ЕАЭС, если товары производились в СЭЗ исключительно из товаров ЕАЭС, то они признаются товарами ЕАЭС и помещаются под таможенную процедуру реимпорта. В рассматриваемой ситуации исходя из п. 1 ст. 236 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта являются:
1) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС;
2) предоставление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС, вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах.
Уплата таможенных пошлин, налогов не предусмотрена в этом случае.
2. Если же произведенные в СЭЗ товары признаны иностранными, то согласно подп. 1 п. 6 ст. 2017 ТК ЕАЭС они помещаются под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), беспошлинной торговли, уничтожения, отказа в пользу государства.
Наиболее частой является таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления. Исходя из п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС условиями помещения под нее являются:
1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС;
2) уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС;
3) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса;
4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со ст. 50 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г. иные пошлины.
В отношении исчисления таможенных пошлин, налогов в рассматриваемом случае существуют особенности, установленные п. 2 ст. 209 ТК ЕАЭС:
1) при условии идентификации в указанных товарах иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, осуществляемой в соответствии со ст. 206 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и использованных для изготовления товаров, из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;
2) при отсутствии на день регистрации таможенным органом декларации на товары в отношении товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в товарах, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, осуществляемой в соответствии со ст. 206 ТК ЕАЭС, ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются в отношении товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ.