$

2.2378 руб.

2.4334 руб.

Р (100)

3.4137 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

Производственный кооператив: правовое регулирование

15.03.2002
Одним из принципиальных моментов в определении правового статуса любого юридического лица, в том числе и производственного кооператива, является регламентация управления этим лицом. В соответствии со ст.110 ГК высшим органом управления производственного кооператива является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Применительно к производственному кооперативу, ГК не определяет правление как коллегиальный исполнительный орган, а председателя -- как единоличный. Однако анализ норм ст.110 ГК, сравнение их с нормами ст.ст.90, 103 ГК, регулирующих правовое положение исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, позволяет сделать вывод, что по своей сути правление производственного кооператива, будь оно образовано, -- коллегиальный исполнительный орган кооператива, председатель -- единоличный исполнительный орган.

ДАЛЕЕ ст.110 ГК устанавливает, что правление и председатель осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива; членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета кооператива, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.

В связи с этим возникают вопросы: о каком наблюдательном совете говорится в данной статье ГК; какова его компетенция и место в иерархии органов управления, почему на необходимость (или возможность) образования наблюдательного совета не указано в п.1 ст.110 ГК, а также другие вопросы. Они невольно порождаются коллизией, заложенной в ст.110 ГК, внутренним противоречием, присущим нормам данной статьи. Известно, что такие изъяны законотворческой деятельности, как неточность формулировок, незавершенность в решении того или иного вопроса, противоречие норм, и другие порождают большие проблемы в правоприменительной практике.

ПОПЫТАЕМСЯ разобрать эти ситуации. Ключевыми для поиска ответа на возникшие вопросы являются нормы п.2 и 3 ст.110, а также п.2 ст.111 ГК.

О наблюдательном совете производственного кооператива в большей степени говорится в ст.110 ГК, посвященной управлению в производственном кооперативе, поэтому не вызывает никаких сомнений, что наблюдательный совет -- один из возможных органов управления производственного кооператива. Далее, п.3 ст.110 предусматривает, что к исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива относится наряду с другими вопросами образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету. Из этого вытекают следующие принципиальные выводы: 1) поскольку образование наблюдательного совета является исключительной компетенций общего собрания членов кооператива, наблюдательный совет -- орган управления, подотчетный общему собранию членов производственного кооператива; 2) раз исполнительные органы кооператива подотчетны и наблюдательному совету (п.1 ст.110 ГК), образование исполнительного органа по уставу кооператива может быть передано наблюдательному совета, значит, наблюдательный совет в иерархии органов управления производственного кооператива находится над исполнительными органами. Таким образом, наблюдательный совет -- орган управления, промежуточный между общим собранием и исполнительным органом. На правомерность такого вывода указывают не только положения ст.110 ГК, но и, как аналог, -- норма п.2 ст.103, в котором говорится об образовании совета директоров (наблюдательного совета) в акционерном обществе.

СЛЕДУЮЩИЙ принципиальный вопрос: не будет ли допущено нарушение норм ГК в случае, когда в конкретном производственном кооперативе не будет образован наблюдательный совет или же, наоборот, будет образован, при этом оба решения будут приняты в равных условиях. Представляется, что в ситуации, когда в ГК и в других актах законодательства отсутствует жесткая норма, предписывающая необходимость образования наблюдательного совета в том или ином случае, а п.2 ст.110 определяет, что компетенция органов управления производственным кооперативом и порядок принятия ими решений определяются законодательством и уставом кооператива, этот вопрос может решаться кооперативом самостоятельно, исходя из конкретных условий деятельности. Другими словами, факт наличия (или отсутствия) в числе органов управления наблюдательного совета нельзя рассматривать как нарушение норм ГК.

В любом случае, компетенция существующих органов управления должна быть четко регламентирована в уставе каждого кооператива. Если управление будет двух-уровневым (общее собрание и исполнительные органы), определяется компетенция общего собрания, в том числе и исключительная, а все остальные вопросы -- будут находиться в компетенции исполнительных органов. При трехуровневой системе органов управления (общее собрание, наблюдательный совет, исполнительные органы) сначала определяется компетенция общего собрания, наблюдательного совета, а компетенция исполнительных органов опять-таки строится по "остаточному принципу". Однако и в том, и в другом случаях, если исполнительными органами будут правление и председатель правления, должно быть четко определено, что относится к компетенции коллегиального исполнительного органа, а что -- к компетенции единоличного (председатель).

ДАЛЕЕ. Поскольку ГК не содержит жестких условий, при которых наблюдательный совет должен быть образован, возникает вопрос, а в каких случаях наблюдательный совет целесообразно образовывать, а в каких нет? Определенным аналогом здесь могло бы послужить решение, заложенное в п.2 ст.103 ГК, которым определено, что в акционерном обществе с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет).

Представляется, однако, что аналогия с акционерным обществом не совсем уместна, поскольку акционерное общество и производственный кооператив по отдельным параметрам -- принципиально разные организации. Не останавливаясь на других отличиях, отметим только следующие. Акционер может и не быть (и не обязан быть) работником своего акционерного общества. Следовательно, акционеры одного АО могут проживать в разных точках страны, а также и за ее пределами, что значительно затрудняет созыв общего собрания акционеров. Думается, что это одна из причин, побудивших законодателя к принятию такого решения. В отличие от акционеров члены производственного кооператива обязаны "принимать личное трудовое участие в его деятельности", следовательно, члены одного кооператива -- это, как правило, жители одного или нескольких близлежащих населенных пунктов, ежедневно прибывающие на работу в одно (или несколько расположенных недалеко друг от друга) место. Следовательно, созыв общего собрания членов производственного кооператива не представляет собой такой проблемы, как это может быть в акционерном обществе.

Следующим принципиальным соображением является и то, что в отличие от акционеров члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива. Возложение на членов организации ответственности по обязательствам этой организации предполагает более высокую ответственность за принимаемые управленческие решения. Поэтому члену производственного кооператива труднее, чем акционеру, принять решение о передаче своей власти другому органу.

МОДЕЛЬ Гражданского кодекса для государств -- участников СНГ, принятая Межпарламентской ассамблеей государств -- участников СНГ на заседаниях 29.10.94г., 13.05.95г. и 17.02.96г. в качестве рекомендательного законодательного акта для Содружества Независимых Государств, предусматривает, что в кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Аналогичное решение содержится и в ст.110 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В приведенных нормах модели Гражданского кодекса и ГК России ключевым для наших рассуждений является определение целей создания наблюдательного совета -- "осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива". Этим самым наблюдательному совету приданы более контрольные, нежели чисто управленческие, функции. В отличие от общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества ГК не предусматривает возможности образования ревизионной комиссии в производственном кооперативе, поэтому придание наблюдательному совету функций контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива является особо актуальным.

С учетом этих и других обстоятельств представляется, что количественные критерии (число членов производственного кооператива) решения вопроса об образовании наблюдательного совета, как это сделано в модели Гражданского кодекса, ГК России, не совсем удачные. Трудно согласиться с тем, что в производственном кооперативе, состоящем из 52 человек, проблемы контроля будут актуальнее, нежели в кооперативе, скажем, из 48 членов. Нельзя также согласиться и с наличием той коллизии, которая содержится в ст.110 ГК Беларуси, когда вопрос об образовании наблюдательного совета, его функциях не урегулирован вообще.

Думается, что вопрос о том, в каких случаях в производственном кооперативе образовывается наблюдательный совет, должен решаться общим собранием членов производственного кооператива исключительно по своему усмотрению. В связи с этим представляется необходимым пункт 1 ст.110 ГК дополнить частью второй следующего содержания: "По решению общего собрания членов производственного кооператива в кооперативе может быть образован наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива". Существующая часть вторая п.1 ст.110 ГК при этом должна стать частью третьей.

Автор публикации: Владимир ВАУЛИН, юрист


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы