Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Цены
27.07.2018 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №55 (2159) от 27.07.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Производителей курятины МАРТ подозревает в сговоре. — К другим компаниям тоже есть вопросы

Признаки сговора и скоординированных действий усмотрел МАРТ в действиях производителей, повысивших в июне цены на мясо птицы. Об этом сообщил начальник аналитического управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Павел ФИЛИППОВ на пресс-конференции, посвященной итогам I полугодия в торговле.

До недавних пор цены на курятину в республике ежемесячно снижались. В январе они по данным Белстата сократились на 1,12% к декабрю, в феврале – на 0,7%, в марте – на 0,92%, в апреле – на 1,33%, в мае – на 0,61%. Лишь в июне к маю отмечен рывок сразу на 5,62%, а июле – еще больше.

В МАРТ считают, что сезонный фактор здесь ни при чем: за последние 8 лет подобные всплески не наблюдались. Теперь же министерство выявило одномоментный рост цен на 3,7% и отмену всех скидок. Пока МАРТ не обнаружил экономических причин таких действий. Производители ссылаются на рост импорта мяса птицы в РФ и открытие китайского рынка. «Это не повод поднимать цены на внутреннем рынке, – сказал П. Филиппов. – Нас настораживает факт поднятия цены на одинаковую величину и в один день. Не могут вырасти затраты на выращивание птицы в одночасье. В сетях и торговых объектах мясо птицы подорожало на 12–15%: из-за повышения на 5–6% отпускной цены и отмены скидок. Это было заметно для потребителя, т.к. мясо птицы – социальный продукт».

Действительно, курятина занимает важное место в рационе белорусов. Но птицефабрикам становится все труднее конкурировать с российскими производителями. Если в 2014 г. рентабельность реализованной продукции у них достигала 14,2%, то в 2017-м – всего 4,9%.

Ситуацию с другим «конф­ликтным» товаром – цементом представитель МАРТ комментировал менее эмоционально. Здесь недавний дефицит объясняется остановкой производства из-за поломки оборудования на ОАО «Красносельскстройматериалы», а также рос­том спроса в июне, который, по мнению МАРТ, искусственно разогревался. «Разбирали вопрос на уровне вице-премьера. Пред­приятия Минстройархитектуры были обеспечены с запасом. В сезон производители переходят на условия предоплаты, создается искусственный ажиотаж в среде потребителей-должников, вы­ставляются дополнительные заявки», – заявил П. Филиппов. Но объективно были и факты отсутствия цемента, связанные с непланомерной отгрузкой с заводов: порой до 10 дней проходило, пока цемент отгружался торговым объектам.

Министерству приходится реагировать на жалобы сельхозпроизводителей на ценовой диктат розничных сетей. Если формально открытые конкурсы по закупке товаров еще существуют, то в реальности торговые сети вскрывают конверты и обсуждают предложения в закрытом режиме, а когда объявляют победителя, не называют уровень цен. В ответ первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович заметил, что субъекты хозяйствования сами соглашаются на такие условия, и никто не жалуется на принуждение к скидкам с предъявлением документов. Так что замминистра предложил на выбор: или совместно наводить порядок, или не «сотрясать воздух» голословными обвинениями. Заодно Карпович напомнил, что министерство регулирует лишь госзакупки, а не сделки частного бизнеса.

Проблема с расчетами в торговле смягчилась: на 1 июня просроченная задолженность сократилась до 10% – минимума за последние несколько лет. Задолженность торговли в общей просроченной кредиторской задолженности по стране – 8,9%. Таким образом, ситуация объективно улучшается, все сетевые организации понимают, что ситуация отслеживается, и стараются рассчитываться своевременно.

Многих расстроила новость о решении в порядке эксперимента ограничить в некоторых районах время продажи алкоголя. Предполагается оценить, повлияет ли эта мера на ситуацию с преступностью. О каких районах идет речь, пока неизвестно. Напомним, что в прошлом власти уже вводили подобные ограничения по всей республике, но сами же отменяли их, чтобы не подрывать финансовое положение производителей алкоголя.

Особо А. Карповичу пришлось пояснять причины госрегулирования цен на сахар. Любая страна – участница ЕАЭС вправе без согласования с партнерами по союзу вводить ценовое регулирование на срок до 90 дней. Если есть необходимость в продлении этого срока, приходится обращаться за согласием в Коллегию ЕАЭС. Так, белорусские регуляторы по инициативе концерна «Белгоспищепром» продлевают срок регулирования цен на сахар уже дважды – до 23 декабря 2018 г. Более высокие, чем у соседей, цены на отечественный сахар А. Карпович объясняет высоким урожаем сахарной свеклы в РФ, к тому же из Польши сахар также ввозился вдвое дешевле. А потому было решено принимать экстренные меры, чтобы спасать отечественные заводы. Ведь если ситуация потом изменится, закрывать потребность населения будет нечем, попугал публику замминистра. Как сочетается такой подход с декларируемыми намерениями создать единый союзный рынок товаров, он уточнять не стал.

В целом розничный товарооборот за январь–июнь т.г. вырос в сопоставимых ценах на 10% к I полугодию 2017 г. и достиг 21 млрд. BYN, оптовый – на 7%, до 44 млрд. Ситуация на потребительском рынке позволяет обеспечить спрос в необходимых объемах и достаточном ассортименте, считают в МАРТ.

Товарооборот предприятий без ведомственной подчиненности вырос на 15% за январь–июнь т.г. По оценке МАРТ, это обусловлено активным проведением различных маркетинговых мероприятий: в I полугодии проведено более 38 тыс. акций, распродаж и т.п. В результате населению продано продовольственных товаров на 10,5 млрд. BYN и на такую же сумму – непродовольственных. При этом доля товаров отечественного производства в розничном товарообороте составляет более 63%, по продовольствию – почти 80%. По ряду товаров (мясо, сливочное масло, сыры, яйца, мука, табачные изделия, пиво) спрос покупателей практически пол­ностью удовлетворяется за счет отечественных производителей.

Росту розничного товарооборота способствовало увеличение реальных денежных доходов населения (на 7,7% за январь–май) и потребительского кредитования (+20% с начала года). К тому же отечественная промышленность нарастила на 9% производство потребительских товаров. Впрочем, стараются и импортеры – физический объем ввоза потребительских товаров увеличился за 5 месяцев на 9,6% по сравнению с январем–маем 2017 г., в т.ч. продовольственных товаров – на 4,8%, а непродовольственных – на 17,6%. При этом стоимостной объем потребительского им­порта увеличился на 10,1%. В результате доля продаж непродовольственных товаров отечественного производства организациями торговли снизилась с 44,6 до 43,6%.

Объем продаж алкогольных напитков и пива вырос на 4,7% по сравнению с январем–июнем 2017 г., но их доля в товарообороте снизилась до 9,2%. При этом если водки было продано всего на 1,3% больше, чем годом ранее, то пива – на 8,2%, виноградных вин – на 14,5%, слабоалкогольных напитков – на 35,1%, а плодовых вин – на 7,8% меньше.

Торговля стабильно занимает второе место среди отраслей экономики по вкладу в ВВП: ее доля составляет около 10%, уступая только обрабатывающей промышленности. Доля отрасли в приросте ВВП по итогам I полугодия составила 0,8% – тоже 2-е место после промышленности. При этом уровень рентабельности по отрасли сократился с прошлогодних 2,6% до 2,4%, а доля убыточных предприятий – с 25 до 22%. Уровень торговых надбавок по позициям, которые мониторит МАРТ, практически не меняется и составляет в среднем 25%.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений