Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
237.7
Серебро:
2.75
Платина:
99.77
Палладий:
98.83
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Программа правительства: — создать благоприятную бизнес-среду для всех

Программа деятельности правительства Беларуси на 2019–2020 годы (далее – Программа), внесенная в Палату представителей, направлена на формирование основы для построения новой экономики, способной обеспечить к 2025 г. ВВП в 100 млрд USD.

Именно на такой результат после выполнения намеченных в Про­грамме мер рассчитывают ее разработчики.

Отметим, что этот документ перекликается со многими положениями предыдущей Про­граммы деятельности правительства на 2016–­2020 годы, утв. постановлением Сов­мина от 05.04.2016 № 274. Так, в ней правительство Андрея Кобякова в числе главных задач называло развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) и обещало обеспечить создание благоприятных условий для раскрепощения деловой инициативы и ведения бизнеса.

Премьер-министр Сергей Румас, выступая недавно в Палате представителей, также акцентировал внимание депутатского корпуса на формировании комфортной бизнес-среды для всех субъектов хозяйствования, включая МСП.

В ПРОГРАММЕ обновленного правительства перечислены задачи, о необходимости решения которых давным-давно твердит бизнес-сообщество. Это обеспечение стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, совершенствование системы поддержки МСП, укрепление диалога бизнеса и власти.

Анонсированы подготовка проекта Указа Президента и разработка поправок в Закон от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», принятие мер по декриминализации экономических рисков, внедрение обязательной системы оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в этой сфере, снижение финансовых санкций за незначительные нарушения. Совмин собирается сделать более доступным кредитование и увеличить объем привлекаемых финансовых ресурсов международных организаций на цели развития МСП.

В результате выполнения намеченных планов этот сектор экономики будет в 2020 г. формировать 40% валовой добавленной стоимости, а доля работающих в микро-, малых и средних организациях (плюс индивидуальные предприниматели) достигнет 39,6% от всех занятых в экономике.

 В очередной раз продекларирован принцип равенства всех форм собственности. Выдержать его будет непросто. Неслучайно этот тезис в том или ином виде то и дело повторяется по тексту документа. Так, в разделе, посвященном развитию страхового рынка, речь идет о предоставлении всем организациям равных прав на выполнение видов обязательного страхования и страхования имущественных интересов госорганизаций, выравнивании условий осуществления инвестиционной деятельности.

В разделе о развитии конкуренции ставится задача сократить вмешательство государства в экономическую деятельность, связанную с госзакупками, осуществлением гос­контроля, лицензированием, административными барьерами, госрегистрацией и экспертизой.

Кстати, в воскресенье министр экономики Дмитрий Крутой в интервью телеканалу «Беларусь 1» также акцентировал внимание на проблеме создания в Беларуси единых условий работы на рынке для государственных и частных компаний. В частности, Д. Крутой сообщил, что готовится Программа развития конкуренции на среднесрочный период, и поддержал пред­лагаемые ею штрафы для чиновников за антиконкурентные действия.

Да, предлагаются весьма прогрессивные и актуальные для нашей экономики меры. Однако они уже неоднократно включались во многие программные документы и нормативные правовые акты, в т.ч. в Директиву от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Реализовать их до сих пор не удалось.

СПЕЦИАЛИСТЫ утверждают, что обеспечить равные условия для деятельности субъектов хозяйствования вне зависимости от формы собственности и подчиненности в Беларуси не получится без реорганизации министерств. В настоящее время они занимаются не только формированием отраслевой политики, но и хозяйственным управлением подведомственных пред­приятий. Отсюда и деление субъектов хозяйствования на своих (т.е. государственных) и чужих (т.е. частных) и соответствующее к ним отношение.

Сегодня большая часть активов, в т.ч. производственных, принадлежит государству. И лишь в последние годы руководство Совмина всерьез озаботилось закредитованностью и неэффективной работой многих госпредприятий. Поэтому в Программе речь идет преимущественно о повышении эффективности управления госсобственностью, вовлечении в оборот неэффективно используемого госимущества и совершенствовании владельческого надзора.

Правительство А. Кобякова пыталось в очередной раз включить в хозяйственный оборот неиспользуемое или неэффективно используемое государственное имущество. При этом обещало особый правовой режим, предусматривающий жесткие ограничения на пересмотр сделок по его отчуждению. Однако дело с мертвой точки практически не сдвинулось. В настоящее время над этой задачей работает обновленный Совмин. Оказалось, что во многих районах нет желающих приобрести неиспользуемые здания или другие объекты. Поэтому обсуждается возможность передачи их предпринимателям в обмен на гарантию создания одного-двух рабочих мест.

С другой стороны, в конце сентября создана рабочая группа во главе с первым вице-премьером Александром Турчиным по рас­смотрению случаев отказа в продаже субъектам хозяйствования арендуемого ими недвижимого госимущества.

Планируется создать лучшие условия для инвестиций в ЕАЭС. Будет разработана Стратегия при­влечения прямых иностранных инвестиций до 2025 г., откорректирован Закон от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» с целью усиления гарантий защиты прав инвесторов (ком­пенсация стоимости имущества, являющегося инвестициями, отказ государства от судебного иммунитета), приняты поправки в Декрет Президента от 06.08.2009 № 10 для снижения нагрузки на инвестора в период реализации инвестпроекта. В министерствах назначат ответственных за досудебное урегулирование инвестиционных конфликтов и защиту интересов Беларуси в международных арбитражных судах по таким спорам.

Все это, как считают авторы Про­граммы, позволит уже в 2018 г. привлечь 1,4 млрд USD, в 2019 г. – 1,6 млрд USD, 2020 г. – 1,7 млрд USD прямых иностранных инвестиций.

В числе прогрессивных намерений назовем ежегодное снижение не менее чем на 10% расходов бюджета на оказание господдержки реальному сектору экономики с перенаправлением затем этих сумм в социальную сферу и отмену прак­тики предоставления преимущественного права местным властям на приобретение акций хозяйственных обществ.

Правительство считает необходимым развивать опережающими темпами сферу услуг, прежде всего компьютерных, транспортных, логистических и туристических, соз­дать полноценное электронное правительство, снять ограничения на открытие счетов в иностранных банках.

НАЛОГОВАЯ нагрузка на экономику не должна превышать 26% к ВВП. Инфляция на 2018 г. запланирована на уровне 6%, а два последующих года – на уровне 5%.

Что касается занятости, то напомним, что правительство А. Кобякова ставило задачу ежегодно увеличивать на 50 тыс. человек количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места. По этому показателю должна была оцениваться работа руководителей органов госуправления, облисполкомов и Мингорисполкома. Нынешнее правительство декларирует реализацию мероприятий по созданию рабочих мест на новых производствах и предприятиях, повышение конкурентоспособности и мобильности трудовых ресурсов, новые гибкие и нестандартные формы занятости, гарантии предоставления первых рабочих мест для молодежи.

Уровень зарегистрированной без­работицы не должен превышать 1%, а по методике МОТ (к 2020 г.) – не более 5%.

Уточняется, что зарплата будет зависеть от производительности труда. Напомним, недавно С. Румас заявил, что правительство в первую очередь собирается обратить внимание на низкооплачиваемых работников.

Зарплаты бюджетников должны быть не ниже 80% от средней зарплаты по стране.

Поставлена задача перехода к 100-процентному возмещению населением затрат на жилищно-­ком­мунальные услуги (ЖКУ), кроме отопления. При этом запланировано ежегодное снижение как минимум на 5% затрат на оказание ЖКУ. С 2020 г. ежегодно должно капитально ремонтироваться не менее 3% эксплуатируемого жилфонда.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений