Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прогноз опережающего роста

В следующем году белорусская экономика должна продемонстрировать устойчивый рост, превышающий среднемировой уровень, что позволит улучшить благосостояние белорусского народа. Такая задача поставлена Президентом в Указе от 20.12.2018 № 483 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год» (далее – Указ № 483).

Кроме того, опубликован и Указ Президента от 20.12.2018 № 484 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год» (далее – Указ № 484).

В основе этих двух ключевых документов, содержащих задачи, поставленные правительству и Нацбанку на следующий год, лежат два сценария развития экономики, разработанные с учетом различных внешних и внутренних условий. Первый – консервативный – использовался для формирования бюджета, второй, названный целевым, готовился специально для прогноза социально-экономического развития. Как заявил 12 июня т.г. тогдашний премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков: «Такой подход полностью себя оправдал в последние два года. Темп роста экономики оценивается по базовому сценарию в 102,8%. При целевом сценарии развития рост экономики оценивается в 104,1%. Это, по расчетам Минэкономики, обеспечивает параметры, предусмотренные пятилетней программой».

Отметим, что новое правительство во главе с премьер-министром Сер­геем Румасом, назначенное через два месяца после упомянутого вы­ступления, не стало вносить принципиальных изменений в прогнозные документы. На это просто не было времени – в соответствии с Бюджетным кодексом представить их на рассмотрение главе государства необходимо до 1 сентября. Ну, а после рассмотрения на высшем уровне делать это было уже не с руки.

Так что мы и дальше будем жить по прогнозам, разработанным еще старым правительством, несмотря на то что внешние условия функционирования белорусской экономики за прошедшее время существенно изменились, и далеко не в лучшую сторону.

Какие же задачи перед экономикой поставил Президент Беларуси на следующий год?

Темпы роста

Валовой внутренний продукт (ВВП) должен вырасти на 4,0%, что в любом случае выше прогноза роста мировой экономики. С учетом того, что так называемый среднемировой уровень роста ВВП – показатель достаточно условный, который каждый финансовый международный институт определяет по-своему, правительству нужно было от чего-то отталкиваться, чтобы никто не мог обвинить его, что выбрана не та цифра для сравнения.

Похоже, что в результате был выбран прогноз Международного валютного фонда (МВФ), который на момент подготовки проектов правительством давал мировой экономике 3,9% роста, что было существенно выше предсказания, например, Всемирного банка (3%). При этом, пока белорусский «прогноз» проходил многочисленные согласования и утверждения, МВФ успел свои предположения скорректировать, снизив их до 3,7%, так что в случае реализации негативного сценария у правительства появился дополнительный «люфт» для сравнения с общемировыми темпами роста.

А он ему может очень пригодиться, поскольку во II полугодии т.г. экономика Беларуси резко «нажала тормоза»: темпы роста ВВП упали с весьма перспективных 4,7% до 3,2% по итогам 11 месяцев, даже «выскочив» за рамки задания, установленного на текущий год (не ниже 3,5%). Положение усугубляет база для сравнения, которая сейчас является достаточно комфортной, но вполне может сыграть злую шутку в следующем году: в начале 2018 г. наш ВВП показывал приличный рост, и перекрыть его будет достаточно сложно.

Внешняя торговля и инвестиции

Рост экспорта товаров и услуг должен составить 5,4%, что несколько ниже планов на текущий год (5,7%), но и это совсем не плохо. В то же время сохраняется и требование относительной сбалансированности внешней торговли – сальдо внеш­ней торговли товарами и услугами в процентах к ВВП должно по итогам следующего года составить -0,8% после -0,1% в 2018 году.

Следует отметить, что при подготовке прогнозных документов не были учтены те негативные моменты, с которыми экономика Беларуси столк­нулась в последние месяцы. Если в конце прошлого года можно было говорить о стабилизации внешних рынков, и прежде всего рынка нашего главного экономического партнера – России, то теперь о такой стабилизации не приходится и мечтать.

Экономические санкции, которые давят на экономику нашей восточной соседки и периодически «трясут» российский рубль, бьют рикошетом и по отечественным экспортерам. Не добавляют спокойствия и периодически вводимые ограничения поставок белорусской мясо-молочной продукции в Россию, которые снижают объем нашего экспорта. А неожиданно упавшая стоимость нефти – 25 декабря цена нефти марки Brent рухнула ниже отметки в 48 USD за баррель, что является рекордом за последние полгода, – вообще может заставить пересмотреть любые прогнозы. Конечно, если это падение затянется на длительный период.

Тогда не поздоровится и всему нашему бюджету на следующий год, поскольку он сверстан исходя из цены нефти в 60 USD за баррель. Ее министр финансов Максим Ермолович назвал вполне комфортной для Беларуси с точки зрения источников формирования доходной части бюджета, даже в условиях реализации налогового маневра в России. По прогнозам Минфина, озвученным на днях, «средняя цена на нефть в следующем году ниже этой отметки не будет складываться».

Однако нефть – это товар, который любит опровергать прогнозы, о чем могут многое рассказать разорившиеся нефтяные трейдеры. К тому же, если бюджет формировался исходя из «консервативной» цены 60 USD за баррель, то проект социально-экономического развития – на основе «базовой» цены 65 USD за баррель, которая сейчас выглядит заманчивой, но почти недостижимой целью.

Возвращаясь к Указу № 483, отметим, что прямые иностранные ин­вестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги), в следующем году ожидаются в размере 1,6 млрд USD, что несколько выше прогноза на текущий год (1,4 млрд USD). Однако у нас уже давно повелось, что за невыполнение «инвестиционного» показателя никого не наказывают, так что его можно считать в каком-то смысле формальным.

Доходы населения

Этого никак не скажешь о задании по росту доходов граждан. Поговаривают, что предыдущее правительство лишилось своих должностей в основном из-за невыполнения планов по росту зарплат. В Указе № 483 о зарплатах ничего не говорится, но рост реальных располагаемых денежных доходов населения по сравнению с 2018 г. должен составить 3,4% после запланированных 3,2% в текущем году.

После обнародования данных за 10 месяцев этого года, где рост реальных доходов составил 8,1%, такое задание может показаться странным, но здесь нужно учитывать, что для достижения сбалансированности экономики производительность труда по ВВП планируется увеличить лишь на 3,8% (в текущем году – на 3,2%). Таким образом, в Указе № 483 наконец-то реализованы заветы классиков, согласно которым производительность труда должна расти быстрее его оплаты.

Инфляция

Еще один важнейший показатель, как для субъектов хозяйствования, так и для населения, – уровень инфляции. Нацбанку совместно с Совмином поручено принять необходимые меры по ее ограничению в 2019 году пятью про­центами (в 2018 году – не более 6%). Тот же показатель назван и основной целью денежно-кредитной политики в 2019 году, основные направления которой приведены уже в Указе № 484.

Согласно этому акту в следующем году обеспечение ценовой стабильности будет достигаться Нацбанком в рамках режима монетарного таргетирования. Ее промежуточным ориентиром останется широкая денежная масса, прирост которой прогнозируется на уровне 9–12%. Объем золотовалютных резервов на конец 2019 года должен составить не менее 7,1 млрд USD (сейчас он более 7,4 млрд USD).

Подробнее на рассмотрении положений Указа № 484 мы остановимся позже.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by