$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Профсоюзы выходят на мониторинг: чтобы бороться против повышения цен и за рост зарплат

23.05.2017

Федерация профсоюзов Беларуси собирается организовать «народный контроль» за ценами в торговых объектах и сигналить, если они «необоснованно» повышаются. Эту инициативу Президенту Александру Лукашенко предложил председатель ФПБ Михаил Орда на встрече 19 мая.

Глава государства одобрил такой почин. «Благодарен за то, что инициативным образом вы подключаетесь к контролю за исполнением поставленных трех задач: ценообразование, занятость, заработная плата, – сказал Президент. – Слышал, что вы хотите организовать народный контроль за ценами в магазинах. Все в отчетах статистики и правильно, и хорошо по методикам, но в магазинах по основным товарам, основным продуктам питания ситуация может быть другая. Какая она – кто как ни профсоюзы это лучше всего знают. Поэтому я очень поддерживаю эту инициативу о конт­роле за ценами непосредственно в торговых организациях».

В беседе с журналистами по итогам встречи Михаил Орда пояснил, что в профсоюзах создана группа по мониторингу цен. «Эта группа будет мониторить цены в основном на продукты, которые входят в потребительскую корзину. Группа будет следить за тем, чтобы цены не повышались необоснованно. Если мы будем видеть какие-то перегибы, то сразу будем посылать сигнал в правительство», – сказал председатель ФПБ.

ТАКИМ образом, профсоюзы готовы занять часть «ниши», освобождаемой в связи с намерением государства исключить излишние требования, оптимизировать контрольную деятельность и снизить воздействие проверок на бизнес. Это может несколько охладить энтузиазм предпринимателей, бурно обсуждающих проекты декретов и указов, регламентирующих очередной этап упрощения и раскрепощения. Правда, ни в действующем Указе Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», ни в проекте изменений в него профсоюзы в перечне контролирующих (надзорных) органов не упомянуты. А в Законе «О профессиональных союзах» сфера общественного контроля профсоюзов ограничена проверками соблюдения законодательства о труде, мониторингом соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан, охраны здоровья, некоторыми аспектами приватизации, вопросами улучшения жилищных условий и распределения жилья, защиты прав и интересов граждан в государственных органах по вопросам социального обеспечения и социального страхования. При такой загруженности вмешательство в вопросы ценообразования может оказаться задачей если не непосильной, то излишней.

Во-первых, Закон от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» и Указ Президента от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» позволяют субъектам хозяйствования самостоятельно или по согласованию с покупателем устанавливать цены и тарифы на товары, работы и услуги, если к ним в соответствии с законодательством не применяется госрегулирование. Так что обосновывать цены в большинстве случаев компании не обязаны, а требовать этого никто не вправе. Во-вторых, мониторингом цен у нас уполномочено заниматься Министерство антимонопольного регулирования и торговли. К примеру, на прошлой неделе глава МАРТ Владимир Колтович сообщил журналистам, что по инициативе министерства была открыта горячая линия, на которую за 2 месяца поступило около 200 обращений по фактам завышения цен. При этом министр отметил, что такое количество удивило – в МАРТ ожидали большего числа обращений. Кроме того, МАРТ проводит мониторинг, чтобы еженедельно получать информацию по ценам на основные группы товаров потребительской корзины, анализировать ситуацию и тенденции, чтобы «разобраться на основе законодательства с каждым фактом повышения цен». Результаты мониторинга и горячей линии с учетом обращений граждан и юрлиц, а также принятых решений будут рассмотрены на коллегии министерства. Поскольку с начала прошлого года цены почти на все товары свободные, основное внимание министерство уделяет предприятиям, занимающим доминирующее положение на рынке. Им в соответствии с Законом № 255-З приходится заключать соглашение с МАРТ, где устанавливаются способы регулирования. Из 8 способов, предусмотренных ст. 8 Закона № 255-З, чаще всего применяются декларирование цен и установление норматива рентабельности. При этом МАРТ раз в 10 дней проводит коллегию, где рассматриваются результаты работы, финансовое состояние предприятий и причины повышения цен.

Аргументы для этого обычно находятся. Вряд ли кто-либо прямо признается, что ему нужно больше денег и он намерен раздобыть их наиболее простым способом. Одни сошлются на инвест­проект, обещая обновить и улучшить ассортимент и качество, другие разжалобят регуляторов описанием объективных факторов и масштабов убытков. При этом все втихаря заложат в свои финансовые и маркетинговые платы максимум рисков, инфляционных и девальвационных ожиданий, а также, хотя бы частично, компенсацию убытков, накопившихся в прошлые кризисы, и кое-какой личный интерес.

По-видимому, в МАРТ приходится считаться с этими обстоятельствами. В. Колтович заверил, что МАРТ в каждом конкретном случае «очень предметно» подходит к пересмотру условий и установлению новых правил для регулирования цен. По его мнению, общие усилия правительства, Нацбанка, министерств и ведомств привели к снижению инфляции до 2,4% по итогам 4 месяцев. Какую роль в этом сыграли рыночные механизмы и падение потребительского спроса, министр не уточнил.

Наверное, ФПБ может внести весомую лепту в борьбу с инфляцией. Начать можно, к примеру, с санаторно-оздоровительных услуг, которые в 2014 г. подорожали на 23%, в 2016-м – на 7,1%, а за 4 месяца т.г. – еще на 3,5%. Впрочем, у профсоюзов есть и другие важные задачи. Президент напомнил, что они традиционно участвуют в решении вопросов в сфере занятости и зарплаты. Здесь у ФПБ тоже есть домашние заготовки. М. Орда сообщил о внесении предложений о совершенствовании и доработке ряда постановлений правительства. В частности, речь идет о постановлении Совмина от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников», согласно которому на госпредприятиях не допускается опережение роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда. В ФПБ в принципе «абсолютно согласны» с такой нормой, но полагают, что постановление № 744 «не учитывает ряд объективных факторов, которые есть сегодня в работе наших предприятий», в т.ч. сезонность и специфику. «Сегодня это постановление где-то даже подтормаживает развитие предприятий, искусственно сдерживает повышение зарплаты, – считает председатель ФПБ. – Я уже не говорю о том, что сегодня даже где-то подталкивает руководителей предприятий принимать непопулярные меры».

Действительно, руководство многих предприятий не видит другого способа выполнить вышестоящие требования по росту производительности труда и зарплаты, кроме сокращения штатов. Профсоюзы по определению должны бороться за права работников и против увольнений – если найдут приемы, способные одолеть утвержденные правительством ключевые показатели, а заодно – объективные экономические законы.

СПРАВКА «ЭГ»

В Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Брестской области, на 13 апреля числилось 99 субъектов (включая 3 группы лиц, объединяющие 27 субъектов), в Витебской – 80 субъектов, Гомельской – 50, Гродненской – 55 (в т.ч. одна группа из 6 субъектов), Минской – 54 (в т.ч. одна группа из 4 субъектов), Могилевской – 69 (в т.ч. одна группа из 4 субъектов), Минска – 32.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ