$

1.9706 руб.

2.2898 руб.

Р (100)

3.1632 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Бюджет

Профицит и госдолг растут, ЗВР – падают

10.07.2018
Профицит и госдолг растут, ЗВР – падают
Фото: pixabay.com

Профициты бюджета сектора госуправления и республиканского бюджета за январь–май 2018 г. снова выросли, правда, вместе с госдолгом. Ситуацию ухудшает очередное падение уровня золотовалютных резервов (ЗВР).

Профицит бюджета сектора госуправления за январь–май 2018 г. сложился в сумме 3,6 млрд. BYN, что лишь на 100 млн. BYN превышает данные на 1 мая (3,5 млрд. BYN), профицит республиканского бюджета – 2,8 млрд. BYN (2,53 млрд. BYN на 1 мая), сообщил Минфин.

Превышение доходов над расходами наблюдается с начала года, и оно является плановым. При этом доходы бюджета сектора госуправления за январь–май 2018 г. сложились в сумме 20,7 млрд. BYN, а расходы – 17,1 млрд. BYN. Доходы республиканского бюджета за тот же период составили 9,9 млрд. BYN, а его расходы – 7,1 млрд. BYN.

Интересно посмотреть на распределение основных источников формирования республиканского бюджета. Так, за январь–май 2018 г. в бюджет поступило НДС на сумму 4,4 млрд. BYN, или 44,4% всех доходов. На втором месте – доходы от ВЭД – 2,2 млрд. BYN (22,2%), в два раза от них отстали поступления от налога на прибыль – 1,1 млрд. BYN (11,1%). Их уверенно догоняют поступления от акцизов – 1,0 млрд. BYN (10,1%). Отметим, что за первых 4 месяца года поступления от налога на прибыль составляли 13,5% всех поступлений, а от акцизов – лишь 9,8%. Таким образом, на 54,5% республиканский бюд­жет в нашей стране теперь формируется за счет косвенных налогов, так что о снижении их ставок можно лишь мечтать.

Беспокоит существенный рост задолженности по налогам и сборам, которая за указанный период составила 180,0 млн. BYN. В частности, по сравнению с 1 апреля т.г. она увеличилась сразу на 61%.

А что у нас с расходованием поступивших средств? Под­тверждая тезис о социально-ориентированном государстве, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) за январь–май 2018 г. направлено 5,5 млрд. BYN, на общегосударственную деятельность – 2,8 млрд. BYN, а на финансирование национальной экономики – 1,9 млрд. BYN.

Что касается Фонда социальной защиты населения, о судьбе которого мы все беспокоимся, то за январь–май 2018 г. его бюджет тоже показал профицит в 0,2 млрд. BYN.

На фоне нарастающего профицита бюджета несколько беспокоит продолжающееся увеличение госдолга Беларуси, который на 1 июня 2018 г. опять вырос по сравнению с предыдущим месяцем, пра­вда, всего на 0,2 млрд. BYN (0,4%) и составил 42,5 млрд. BYN. Увеличение к началу года – 292,5 млн. BYN, или на 0,7%.

При этом внешний госдолг за последние два месяца не изменился, «замерзнув» на отметке 16,4 млрд. USD. Его уменьшение с начала года составило 332,0 млн. USD (с учетом курсовых разниц), или 2,0%. За май были привлечены новые кредиты на сумму, правда, всего на 74,4 млн. USD и погашены обязательства – на 74,8 млн. USD.

Внутренний госдолг составил 9,3 млрд. BYN, увеличившись с начала года на 130,9 млн. BYN (с учетом курсовых разниц), или на 1,4%, но уменьшившись по сравнению с 1 мая на 0,1 млрд. BYN.

На этом фоне Нацбанк сообщил об очередном снижении уровня ЗВР на 108,2 млн. USD (на 1,6%) после сокращения в мае на 98,5 млн. USD (на 1,4%). Теперь они составляют 6,83 млрд. USD (в эквиваленте). Снижение объяснено плановым погашением валютных обязательств на сумму 424 млн. USD, а также изменением стоимости монетарного золота.

Комментарий «ЭГ». Как известно, берешь в долг чужие и на время, а отдаешь – свои и навсегда. Долги, конечно, отдавать нужно, но печально, что поступлений в бюджет для этого не хватает, и, чтобы рассчитываться с кредиторами, приходиться заглядывать в «кубышку» – ЗВР.

Автор публикации: Отдел информации «ЭГ»