Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №72(2569) от 23.09.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5452
EUR:
2.5133
RUB:
4.2199
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проект закона о неплатежеспособности: акцент на оздоровлении проблемных предприятий

Фото: pexels.com

В повестку сессии Палаты представителей включен проект закона «Об урегулировании неплатежеспособности», направленный на реабилитацию проблемных предприятий с обеспечением возможности их финансового оздоровления. Должник получает право своевременно принять решение об уходе в судебную процедуру санации или несостоятельности.

Экономические суды разгрузят

Разработчики законопроекта неоднократно подчеркивали, что ставят задачу существенно снизить нагрузку на экономические суды.

Что же изменится после принятия и вступления норм проекта в силу? Если сегодня суд полностью сопровождает рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве), то в перспективе он будет выносить решение о санации (ликвидации) должника и прекращении дела.

А также разрешать спорные вопросы, возникающие между управляющим и кредиторами на стадии санации либо ликвидационного производства.

Координация всей деятельности по финансовому оздоровлению проблемных предприятий возлагается на Совмин, который в соответствии с законопроектом наделяется полномочиями утверждать нормативные правовые акты в данной области.

Новые обязанности появятся у отраслевых органов и исполкомов. Первые – в отношении подведомственных предприятий, а исполкомы – в отношении подведомственных и всех санируемых предприятий на своей территории организуют досудебное и судебное оздоровление, рассмотрение его хода, оценивают деятельность управляющих, чьи кандидатуры были ими представлены.

Госорган сможет сопровождать финансовое оздоровление обратившегося к нему частного предприятия, самостоятельно определять круг лиц, привлекаемых к такому оздоровлению.

Вместо банкротства – санация

Название будущего закона свидетельствует о том, что на первый план выходит защита прав предприятий и обеспечение возможностей для их финансового оздоровления.

В связи с этим в проект включено множество мер защитного и мотивационного характера в целях сохранения производственных комплексов, трудовых коллективов и обеспечения управляемости процессами со стороны госорганов в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве, сообщила депутат Светлана Горваль.

Расширены и четко урегулированы полномочия государственных органов в отношении неплатежеспособных организаций – это и принятие дополнительных мер, направленных на финансовое оздоровление и недопущение банкротства юридических лиц, и участие в разработке и реализации мероприятий с такой целью.

В этом же ряду – согласование плана санации, анализ выполнения и своевременная его корректировка. Для защиты интересов государства и трудовых коллективов, блокирования попыток разделения производственных комплексов исполкомам придется заниматься решением вопросов, связанных и с процессом производства, занятостью, расчетами, продажей имущества.

Предприятие в период досудебного оздоровления сохраняет контроль над активами и финансово-хозяйственной деятельностью. В этот период отменяется обязанность подавать заявления о несостоятельности в суд.

Исключается возможность для контрагентов юридического лица расторгать или изменять положения подлежащих исполнению договоров по причине открытия судебного дела о несостоятельности.

Суд имеет право утвердить исполнимый и гарантированный план санации, одобренный госорганом, которому подчинено предприятие, несмотря на то, что кредиторы настаивают на распродаже имущества. То есть в данном конфликте предпочтение отдается сохранению производства и бизнеса.

Должник получит право самостоятельно принимать решение об уходе в судебную процедуру санации или несостоятельности. Так, согласно ст. 8 проекта закона должник вправе подать в суд заявление о несостоятельности в случае неспособности исполнить денежные обязательства, обязательные платежи или обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств в течение 6 месяцев со дня наступления установленного срока для их исполнения.

При этом санация, призванная обеспечить эффективную экономическую деятельность и восстановить платежеспособность, не будет применяться к тем юрлицам, у которых отсутствуют экономические и финансовые предпосылки для оздоровления.

Госпредприятия – под особым контролем

Предусмотрено особое отношение к предприятиям, которые важны для обеспечения экономической или энергетической безопасности, поддержания обороноспособности, общегосударственной инфраструктуры и т.д.

Правительство сформирует перечень организаций, которые не подпадают под процедуру банкротства. Под жестким контролем госорганов будет проходить санация и ликвидация подчиненных им предприятий в моногородах.

Устанавливается и особый порядок начала процедур несостоятельности в госсекторе, которые станут возможны лишь при условии принятия министерством (концерном) или исполкомом решения о нецелесообразности досудебного оздоровления, а также если они согласуют подачу в суд соответствующего заявления. 

Минимальный размер долга для начала процедуры по требованию кредитора в госсекторе равен 30 тыс. и более базовых величин (БВ), в частном секторе – 500 БВ.

Согласно ст. 10 законопроекта основаниями для подачи заявления кредитора о банкротстве при наличии факта применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 6 месяцев, а для сельхозорганизаций – 12 месяцев, либо выявления в процессе принудительного исполнения отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований, являются:

  • наличие задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам, в размере 1500 и более базовых величин (БВ);

  • наличие задолженности по обязательным платежам в размере 100 и более БВ, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства), – в размере 3 000 и более БВ;

  • наличие задолженности по денежным обязательствам в размере 500 и более БВ, а если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией (организацией с долей государства), – в размере 30 000 и более БВ.

Конечно, в ходе подготовки этого документа к рассмотрению на сессии цифры еще могут корректироваться.

Отмечу, что правительство не прислушалось к мнению тех специалистов, которые рекомендовали установить для государственных и частных предприятий для вхождения в процедуру несостоятельности одинаковые суммы задолженности, что способствовало бы созданию в экономике здоровой конкурентной среды.

Отраслевые органы и исполкомы будут представлять кандидатуры управляющих, согласовывать планы санации и ликвидации, порядок продажи и списания имущества.

Госорганы должны обеспечить и своевременный уход организации под защиту закона для санации, не дожидаясь, когда закредитованность, рост пеней и штрафов, обращения взысканий на активы приобретут лавино­образный характер.

А продажа градообразующего предприятия будет проводиться в особом порядке – по конкурсу.

Предлагается приостановление принудительных взысканий после открытия конкурсного производства для поддержки переговоров по плану санации или заключения мирового соглашения.

Для предотвращения социальных конфликтов прописано обязательное участие представителя трудового коллектива в комитете кредиторов, что, по мнению авторов законопроекта, даст возможность контролировать «снизу» действия управляющего и отдельных взыскателей задолженности.

Это лишь часть мер защитного характера.

Как объяснила 05.04.2022 на расширенном заседании профильной постоянной комиссии Палаты представителей заместитель министра экономики Татьяна Бранцевич, обеспечивается двухэтапность финансового оздоровления.

Для первого этапа закрепляется срок санации предприятий в 3 года с возможным продлением его судом на 2 года. За это время организация может мобилизовать ресурсы для оздоровления и рассчитаться с долгами.

Для предприятий, которые по объективным причинам не смогут вернуться в рыночные условия хозяйствования, предусмотрен второй этап. Проектом подробно регламентируется процедура мирового соглашения, которое заключает управляющий с кредиторами об отсрочке платежей – как правило, на срок от 3 до 10 лет.

И другие положения

Вводится возможность подачи заявления кредитора по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Привлечение к субсидиарной ответственности предусмотрено исключительно в рамках дела о банкротстве.

Закрепляется иная очередность распределения средств, вырученных от реализации предмета залога.

Как предлагается решить проблему, вокруг которой в ходе доработки законопроекта велись споры, о вознаграждении управляющих?

Устанавливается обязанность получения аттестата управляющего не только для руководителя, но и для ключевых работников такого юридического лица. Определены принципы системы вознаграждения, мотивирующие управляющих на восстановление предприятия в санации. Если же экономических предпосылок для этого нет – то на реализацию предприятия инвестору с сохранением производственного потенциала.

Подробно прописаны стоящие перед ними задачи и условия осуществления деятельности. Что же касается вознаграждения, то его размер, условия и порядок выплаты (в т.ч. в зависимости от достижения целей санации должника, продажи предприятия, размера удовлетворенных требований кредиторов) поручено определить Совмину.

Специалисты прогнозируют, что после вступления закона в действие произойдет сокращение среднего срока процедур несостоятельности с 1,6 до 1,2 года, на 30% вырастет возврат средств кредиторов, повысится конкуренция на рынке антикризисного управления.

Напомню, что закон о неплатежеспособности придет на смену Закону от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by