$

2.5354 руб.

3.0615 руб.

Р (100)

3.4206 руб.

Ставка рефинансирования

8.50%

Образование

Проект нового Кодекса об образовании: какие изменения нас ожидают

09.01.2021
Проект нового Кодекса об образовании: какие изменения нас ожидают
Фото: freepik

На следующей неделе Постоянная комиссия по образованию, культуре и науке начнет готовить проект нового Кодекса об образовании к рассмотрению на сессии в первом чтении. Этот документ 22.12.2020 правительство внесло в Палату представителей.

Остановимся на некоторых новациях проекта Кодекса.

Образовательный процесс за прошедшие 9 лет претерпел кардинальные изменения, в том числе в связи с пандемией COVID-19. С марта 2020 года во всем мире произошел резкий переход от традиционных аудиторных занятий к дистанционному обучению.

Но 10 лет назад, когда шла подготовка действующего Кодекса, дистанционное обучение в Беларуси находилось в стадии зарождения. В итоге депутаты после дебатов в ст. 17 «Формы получения образования» записали: дистанционная форма получения образования – вид заочной формы получения образования, осуществляемый преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.

Теперь же дистанционное образование уравняли не только с заочным, но и с очным. В проект включена такая формулировка: образование может быть получено в очной (дневной, вечерней), заочной, дистанционной формах получения образования и в форме соискательства… Дана расшифровка самого термина, отмечено, что дистанционные образовательные технологии могут использоваться в любой форме получения образования.

Кстати, можно будет получить дистанционно и профессионально-техническое образование. Правда, зачислят в такие группы лишь окончивших среднюю школу. При этом оговорено, что учащиеся в ходе обучения должны также приобрести необходимые профессиональные умения и навыки. Вероятно, это означает, что дистанционные занятия придется сочетать с традиционной производственной практикой.

В связи с этими нововведениями Министерству образования делегируется разработка и утверждение Положения о дистанционной форме получения образования при реализации соответствующих образовательных программ, а также Порядка и условий использования дистанционных образовательных технологий.

В новый Кодекс предлагается включить расшифровку таких терминов, как «бакалавр», «магистр», «грант на обучение», «индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность», «второе и последующее образование», «конфликт интересов педагогического работника», «коррекционные занятия», «сетевая форма взаимодействия», и др.

Из статьи «Учреждения образования» исключены учреждения профессионально-технического образования.

Еще в ходе подготовки проекта министр образования Игорь Карпенко объяснял, что в Беларуси действуют 127 учреждений профессионально-технического образования – это профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. В новой редакции кодекса останутся только профессиональные колледжи. Там будут реализовывать программы по профессионально-техническому, среднему специальному и общему среднему образованию. Причем речь идет не о механическом слиянии, а об оптимизации специальностей, подборе квалификаций, повышении эффективности учебных планов. По ряду специальностей уже удалось сократить сроки обучения.

Из видов учреждений общего среднего образования исключены, как утратившие актуальность, вечерние школы.

В то же время ст. 15 «Образовательные программы» предусматривает реализацию по решению правительства экспериментальных и международных образовательных программ. Для этого могут создаваться новые типы и виды учреждений образования.

В проект включен принцип обязательности общего среднего образования (в действующем Кодексе говорится об обязательном базовом образовании). Лица, получившие общее базовое образование и не достигшие 18 лет, имеют право продолжать учиться в профессиональных колледжах (напомним об интеграции программ среднего, среднего специального и профессионально-технического образования).

Дети идут в школу при достижении к началу учебного года 6 лет. Ребенок с согласия одного из своих законных представителей может сесть за парту и в более позднем возрасте. Что же касается желания начать обучение раньше, то решение об этом (по заявлению законного представителя несовершеннолетнего) имеет право принять учредитель школы или гимназии. На него же возлагается принятие решения о наполняемости классов.

Напомню, что при подготовке проекта рассматривалась возможность возложить эти обязанности на директора учреждения образования.

Дополнены основные права обучающихся: они смогут одновременно осваивать несколько образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных законодательством; а также учиться не только по индивидуальному учебному плану, но и по индивидуальной учебной программе.

В новой редакции изложена статья о распределении выпускников, получивших профессию за счет бюджета. Уточнены категории выпускников, которым предоставляется место работы путем распределения в соответствии с полученной специальностью, и тех, кому оно путем распределения не предоставляется. Ко второй группе отнесены, в том числе выпускники, получившие образование по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций (им место работы предоставляется в порядке, предусмотренном законодательством о прохождении соответствующей службы), а также выпускники из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Беларуси.

Уточнен перечень лиц, для которых срок обязательной работы по распределению составляет два года, и тех, для кого он равен одному году. Оговорено исчисление сроков обязательной отработки по распределению в некоторых ситуациях (например, если выпускник направлен по распределению в организацию, куда он трудоустроился раньше, еще до выдачи направления на работу).

Для лиц, получивших высшее образование по профилю «Здравоохранение» (кроме распределенных в Госкомитет судебных экспертиз), срок обязательной отработки исчисляется со дня начала действия трудового договора (в должности врача-специалиста, провизора-специалиста).

Проект дополнен статьей «Трудоустройство в счет брони» – предусмотрено бронирование мест для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития, получившими профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование.

В срок обязательной работы по перераспределению засчитываются (по желанию выпускника, молодого специалиста, молодого рабочего): периоды военной службы по призыву, военной службы по контракту, службы в резерве, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет, если эти периоды имели место после распределения (ст. 74 проекта).

Откорректирована статья о возмещении средств, затраченных государством на подготовку специалистов, рабочих, служащих. Определены случаи, когда возмещать бюджету затраты обязаны организация – заказчик кадров и наниматель.

Согласно ст. 81 проекта с обучающихся, пропустивших учебные занятия (которые проходили в соответствии с расписанием), за проведение повторных занятий вне учебной группы с использованием учебно-лабораторного оборудования или привлечением технического персонала может взиматься плата. Ее размер устанавливает учреждение образования, а порядок расчета и условия взимания – Минобразования. Эта норма касается как студентов госвузов, так и учащихся, осваивающих программы профессионально-технического и среднего специального образования.

Предлагается дополнить Кодекс новыми статьями: «Аттестация экстернов» (отметим, что норма, определяющая в общих чертах процедуру экстерната, есть в ст. 163 действующего Кодекса), «Утрата статуса молодого специалиста, молодого рабочего (служащего)», «Учебно-методические объединения в сфере общего среднего образования», ряд новых положений направлен на подготовку кадров по специальностям для воинских формирований и военизированных организаций, а также обучение учащихся, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.

Ст. 49 регулирует предоставление обучающимся не только академического отпуска и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет, но и отпуска для прохождения альтернативной службы и военной службы по контракту. При завершении отпуска, а также в течение одного года с даты увольнения со срочной военной либо альтернативной службы обучающиеся имеют право продолжать учиться в том же учреждении образования на прежних условиях.

Не изменились по смыслу редакции статей (их нормы наряду с другими статьями особенно интересуют родителей и студентов), определяющих полномочия руководителя учреждения образования, признание иностранных документов и установление их эквивалентности документам об образовании Республики Беларусь, а также предоставление льготного кредита для оплаты первого высшего образования.

Отдельные виды документов, которые ранее являлись типовыми, заменены в проекте на примерные, что, по мнению его разработчиков, позволит системе образования более гибко реагировать на потребности рынка труда и учитывать современные технологии.

По-видимому, планируется не включать в Кодекс фиксированное соотношение численности студентов и профессорско-преподавательского состава. В ст. 203 действующего Кодекса такое соотношение установлено для дневной формы обучения: не выше 10 : 1.

Проект содержит 64 главы, включающие 297 статей (в «старом» Кодексе – 63 главы и 295 статей). Для того, чтобы ознакомиться с ним и подготовить к рассмотрению в первом, а затем и во втором чтении, понадобится время.

Действовать Новый кодекс начнет не ранее 1.09.2022 (согласно проекту он вступает в силу с 1 сентября года, следующего за годом его принятия). Но это в том случае, если обе палаты Национального собрания смогут доработать и одобрить его в течение 2021 года. Последнее маловероятно, так как в ходе подготовки документа к первому и второму чтениям неизбежны многочисленные поправки, которые появятся и у депутатов, и у специалистов. А любая корректировка проекта требует дополнительного времени и весьма непростого согласования с министерствами.

Напомним, действующий Кодекс об образовании вступил в силу 1.09.2011. Кодификация законодательства позволила тогда существенно сократить количество действующих в этой сфере нормативных правовых актов, обеспечила системное регулирование дошкольного, среднего специального, послевузовского и дополнительного образования.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное