Проект НК-2025: налог при УСН

В законопроекте, предусматривающем изменения налогового законодательства с 2025 г., есть корректировки главы 32 НК, т.е. планируются новации в порядке исчисления налога при упрощенной системе налогообложения.
Законопроектом проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти и применять упрощенную систему налогообложения (УСН). C 2025 г. значение валовой выручки за первые 9 месяцев года, предшествующего календарному году, в котором организация претендует на применение УСН, увеличивается с 1 733 440 бел. руб. до 1 827 045 бел. руб. (п. 2 ст. 327 НК).
Для сохранения права применения УСН валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года не должна превышать 2 436 060 бел. руб. (в 2024 г. –
2 311 250 бел. руб.) (п. 6 ст. 327 НК). Однако организации, являвшиеся в 2024 г. плательщиками УСН, валовая выручка которых нарастающим итогом за 2024 год превысит 2 311 250 бел. руб., не вправе будут применять УСН в 2025 г. (п. 7 ст. 4 законопроекта).
Справочно: ст. 4 законопроекта предусмотрено, что для целей продолжения применения УСН после 31.12.2024 показатели валовой выручки организации за 2024 год должны соответствовать размерам критериев валовой выручки, действующим по 31.12.2024.
Корректируются нормы п. 2 ст. 324 НК, ограничивающие компании в применении УСН. Например, применять данную систему налогообложения не смогут организации, имеющие обособленные подразделения, зарегистрированные в качестве плательщиков налогов за пределами Беларуси (дополняется подп. 2.1.3 п. 2 ст. 324 НК).
В связи с тем, что по операциям (деятельности) с использованием токенов предлагается с 1 января 2025 г. установить общий порядок налогообложения с уплатой налога на прибыль, организациям, осуществляющим операции (деятельность) с использованием токенов, запрещается применение УСН (подп. 2.7 п. 2 ст. 324 НК).
В перечень случаев, при наступлении которых поступление денежных средств, не составляющих валовую выручку организации, не лишает ее права применять УСН, дополнительно предлагают включить поступление денежных средств (подп. 2.1.6 п. 2 ст. 324 НК):
– при обмене электронных денег на наличные или безналичные денежные средства;
– являющееся для такой организации получением ею возмещения суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся ей по уступленному денежному требованию, осуществляемым по договору факторинга с правом обратного требования (регресса).
– которое является получением суммы оплаты (в т.ч. частичной) за приобретенное новым кредитором у этой организации денежное требование, возникшее из договоров, направленных на реализацию ею товаров (работ, услуг), иных имущественных прав;
– обусловленное перечислением (возвратом) из бюджета сумм налога, сбора (пошлины).
Планируется, что организация, созданная в результате реорганизации (слияния, разделения или выделения), не вправе будет применять УСН, если (вносится дополнение в п. 2 ст. 324 НК):
– валовая выручка реорганизованной организации нарастающим итогом за период применения ею УСН в календарном году, на который приходится дата государственной регистрации организации, созданной в результате реорганизации, превысила предельную величину, действующую в таком году для применения УСН;
– валовая выручка реорганизованной организации, являвшейся плательщиком УСН на 31 декабря налогового периода, предшествовавшего календарному году, на который приходится дата реорганизации, нарастающим итогом за этот налоговый период превысила предельную величину, действующую в таком налоговом периоде для применения УСН.
Чтобы перейти на УСН, организации, применяющие общий порядок налогообложения или уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, будут определять критерий валовой выручки за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН, используя показатели выручки от реализации и внереализационного дохода, которые были ими определены соответственно для целей исчисления налога на прибыль или единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 326 и п. 2 ст. 327 НК).
Законопроектом уточняется, что отказаться от применения УСН с начала налогового периода можно, подав в налоговый орган соответствующее уведомление не позднее 20 февраля года, с начала которого плательщик отказывается от его применения (п. 5 ст. 327 НК).
Для того, чтобы сохранить право на применение УСН для плательщиков, выявивших ошибку, в результате которой неправомерно применялась УСН, но которые не обязаны представлять налоговую декларацию по УСН за первый квартал текущего налогового периода, факт выявления ошибки привязали к дате 22 апреля (дополнительно вводится ч. 2 п. 7 ст. 327 НК).
Так, организации, у которых согласно положениям НК, действующим в налоговом периоде, следующем за последним календарным годом неправомерного применения упрощенной системы, отсутствовала обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) по УСН за первый отчетный период этого налогового периода по причине иной, чем неприменение УСН, сохраняют право применять УСН с 1 января указанного налогового периода и признаются перешедшими на применение УСН с этой даты, если ошибки, результатом которых является неправомерное применение УСН, выявлены после 22 апреля такого налогового периода.
С 2025 г. предусматривается не включать в налоговую базу суммы оплаты, полученной за оказанные населению коммунальные услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению (отоплению), у плательщиков, которым отпускается тепловая энергия для оказания населению таких услуг по тарифам, размер которых меньше тарифов на указанные услуги для населения (дополнение подп. 2.18 п. 2 ст. 328 НК).
Статья 328 НК с 1 января 2025 г. может быть дополнена новыми нормами, в которых, во-первых, будет закреплено, в каких случаях при уступке права (требования) выручка от реализации имущественных прав учитывается при определении налоговой базы налога при УСН, а во-вторых, какая сумма будет включаться в налоговую базу при реализации имущественных прав по договорам, предусматривающим уступку плательщиком права (требования).
С 2025 г. планируется отменить льготу по земельному налогу для плательщиков, применяющих УСН, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, указанную в подп. 1.28 п. 1 ст. 239 НК.