Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
118,007.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
АПК
15.11.2024 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №86 (2780) от 15.11.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Продуктовый сектор набирает силу, но потенциал расширения далеко не исчерпан

Фото: belexpo.by

12 ноября 2024 г. в Минске открылась юбилейная международная специализированная оптовая выставка-ярмарка PRODEXPO–2024. В 30 раз отечественные и зарубежные производители продуктов питания представили свои новинки на суд потребителя.

Организатором выставки выступило РУП «Национальный выставочный центр «БелЭкспо» при поддержке Минсельхозпрода и концерна «Белгоспищепром».

Насыщение внутреннего рынка идет рука об руку с активным экспортом

Открывая выставку, позитивный тон мероприятию придал заместитель премьер-министра Юрий Шулейко. По его словам, сегодня демонстрируются «годовые наработки наших технологических процессов и то, в каких направлениях мы будем работать и к чему стремиться».

Беларусь – экспортно ориентированная страна. Именно сельское хозяйство, а вслед за ним и переработка имеют внушительную долю в валютной выручке от национального экспорта. Работу отрасли в текущем году заместитель председателя правительства оценил как успешную. Это касается объема, качества продукции и совокупного финансового результата внешнеэкономической деятельности. «На конец года экспортный потенциал будем декларировать минимум 8,5 млрд USD, что составит 116–117% к уровню 2023 г.».

Заместитель премьер-министра подчеркнул, что экспорт отечественного продовольствия сегодня осуществляется в более чем 100 стран мира. Задача не из простых. Ю. Шулейко отметил, что в этом процессе нужно грамотно и во взаимосвязи учитывать такие параметры, как цена и качество товара наряду со сроками доставки, особенно на дальние расстояния. Поэтому здесь важно в полной мере использовать наработанные годами связи между субъектами хозяйствования.

Несмотря на проводимую работу по поиску новых рыночных ниш, объективно главным партнером Беларуси остается Россия – туда идет около 70% всего экспорта отрасли. Отметим и обратную тенденцию: среди участников выставки немало федеральных российских брендов и продуктовых компаний из регионов.

Системная модернизация – ключ к дальнейшему успеху

Живой интерес у представителей СМИ на открытии выставки вызвал вопрос о ходе проводимой в отрасли модернизации. Эту тему подробно озвучил председатель концерна «Белгоспищепром» Олег Житков. По его словам, сегодня активно создаются современные производства с целью запуска ассортимента новой продукции.

Открыта линия по производству мягкой карамели на Ивенецком филиале ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч». На ОАО «Красный мозырянин» планируется запустить усовершенствованный цех с автоматизированной производственной линией. Есть планы по модернизации кондитерских фаб­рик «Спартак» и «Коммунарка».

На предприятиях сахарной отрасли работа ведется над организацией производства таким образом, чтобы снизить себестоимость продукции путем сокращения затрат на топливно-энергетическую составляющую.

На ОАО «Малоритский овощесушильный комбинат» готовится к пуску линия по производству соковой продукции и консервов из натуральных отечественных ингредиентов. На консервном предприятии в Клецке закончена модернизация линии по производству детских пюре.

Был справедливо задан вопрос об увеличении цен на шоколадную продукцию. Опасения не напрасны. По информации зарубежных экспертов, негативный шлейф тянется с 2023 г., когда мировые цены на какао-бобы – базовый ингредиент для производства шоколада – выросли на 89%. По словам О. Житкова, белорусский потребитель не особо должен был почувствовать разницу, ведь рост цен на этот вид продукции составил в пределах 3–3,5% и не превысил уровень инфляции в стране. «За счет внутренних резервов мы пытаемся сдержать опережающие темпы роста себестоимости, где-то может быть и за счет собственной прибыли, работаем для насыщения внутреннего рынка, стараемся продавать дороже на внешних рынках, чтобы компенсировать выпадающую разницу в доходах».

Программа насыщенная, но географию присутствия важно расширять

Организаторами сделано многое для обеспечения максимально широкого спектра активности участников, поэтому мероприятие вышло далеко за рамки банального представления продукции и превратилось в действенную переговорную площадку для бизнеса. Для этого были организованы отдельные презентации продуктовых новинок, мастер-классы шеф-поваров, деловые встречи, семинары, чемпионаты, конкурсы, прямые переговоры между торговыми сетями, диалоги и круг­лые столы, дегустации, кулинарные шоу и традиционные награждения по различным категориям.

А вот в отношении географии присутствия остается большое пространство для маневра. В выставке приняли участие более 160 компаний из Беларуси, Азербайджана, Вьетнама, Грузии, Индии, Казахстана, России и Шри-Ланки. Без всякого сомнения, проведена системная работа по обеспечению участия в выставке представителей различных стран. Вместе с тем география участников могла бы быть несравнимо шире, учитывая ту роль, которую Беларусь играет в мировом продуктовом секторе.

Представляется крайне важным при подготовке выставки в 2025 г. погрузить достойный потенциал белорусской продуктовой отрасли в широкий международный контекст и сделать ее еще более узнаваемой на мировых рынках. Одним из эффективных путей в этом направлении стало бы более предметное включение в процесс подготовки мероприятия Национального цент­ра маркетинга и конъюнктуры цен, БелТПП и Агентства внешнеэкономической деятельности.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by