Рынок новых автомобилей в Беларуси, итоги 2021 года и прогнозы на будущее
Фото: rawpixel
Белорусская автомобильная ассоциация (БАА), которая представляет более 30 автобрендов в нашей стране, подвела итоги продаж в 2021 г. Цифры в основном оказались неутешительными, но есть и позитивные моменты.
На новые автомобили падает спрос
Согласно докладу БАА продажи новых автомобилей снижаются в Беларуси второй год подряд.
Официальные дилеры продали:
– в 2019 г. – 64 504 автомобиля;
– в 2020 г. – 52 768;
– в 2021 г. – 46 837.
В процентном соотношении продажи новых автомобилей уменьшились в 2021 г. на 11,2% относительно 2020 г. В то же время падение показателя замедлилось: отношение 2020 г. к 2019 г. составило минус 18,2%.
Объемы продаж в разрезе видов и марок
На легковые автомобили в 2021 г. приходилось 88% продаж (41 217 единиц), тогда как на коммерческие автомобили – 12% (5 620 единиц). По сравнению с 2020 г. продажи в этих сегментах упали на 10,5% и 2% соответственно.
Если оценивать продажи новых авто по маркам, то в первую пятерку входят:
-
LADA – 11 669 автомобилей;
-
Geely – 7 442;
-
Volkswagen – 4 654;
-
Renault – 4 173;
-
Kia – 3 895.
Дальше в списке из 32 позиций следуют бренды GAZ (2 934), Hyundai (2 529), Nissan (1 761), УАЗ (1 475) и Škoda (1 179). Замыкает список китайская компания Changan — в 2021 г. в стране было продано три ее автомобиля.
По сравнению с 2020 г. в прошлом году продажи LADA увеличились на 13%, Geely – снизились на 19%, Volkswagen – уменьшились на 16%, Renault – упали на 39%, а Kia выросли на 4%.
В целом самый большой рост показали бренды Haval и Mitsubishi (110% и 200% соответственно), а самое большое падение – бренды Zotye и Changan (82% и 84% соответственно).
Премиальная «восьмерка» показала скромный рост
На фоне в целом неутешительной статистики продаж есть и положительная динамика.
Так, продажи восьми марок автомобилей премиум-сегмента (Audi, Mercedes, BMW, Land Rover, Volvo, Jaguar, Porsche и Lexus) в прошлом году по отношению к 2020 г. выросли на 3,2%. Всего в Беларуси было продано 1 933 автомобиля из этой группы – это 4,1% от общего объема продаж. Если говорить о конкретных брендах, то белорусы купили в прошлом году в т.ч. 19 автомобилей марки Jaguar и 96 — Porsche.
Еще один позитивный момент связан с электромобилями.
Если продажи легковых авто в Беларуси из года в год снижаются (в 2019 г. продано 60 216 единиц, в 2020 г. – 46 098, в 2021 г. – 41 217), сегмент электромобилей в 2021 г. прибавил 168% относительно 2020 г.
Всего в прошлом году в стране было продано 43 электромобиля (в 2020 г. – 16).
Если говорить о моделях, это Geely Geometry C, Porsche Taycan, Audi e-tron и Jaguar I-pace.
Вместе с тем этот сегмент рынка совсем небольшой – всего 0,1%.
Белорусы выбирают В-класс
Самым популярным классом автомобилей у белорусов остается класс B. Его доля рынка в общем объеме в прошлом году составила 40,4% (в 2020 г. – 40,3%). В 2021 г. в стране было продано 16 655 автомобилей В-класса (продажи упали на 10%).
В разрезе конкретных марок выделим первую десятку по продажам:
-
LADA Vesta – 4 803 единицы;
-
Volkswagen Polo – 3 327;
-
Kia Rio – 3 213;
-
Geely Coolray – 2 662;
-
LADA Niva Legend – 2 011;
-
LADA Largus – 1 793;
-
LADA Granta – 1 660;
-
Renault Duster – 1 406;
-
Geely ATLAS – 1 358;
-
Hyundai Creta – 1 242.
Вообще на долю автомобилей производства РФ в структуре продаж приходится 80%.
Белорусский сегмент (марка Geely) занимает почти 16%, еще 4% – это автомобили, которые импортируются или напрямую, или через Россию.
Ситуация в ближайшем будущем не улучшится
По оценке специалистов БАА, есть ряд существенных факторов, которые определяли ситуацию на авторынке в 2021 г. — их влияние продолжится и в дальнейшем.
Так, автомобили не просто дорожали, но их поставки были в целом ограничены из-за глобального дефицита комплектующих и логистических проблем.
Кроме того, автокредитование сокращалось, как и число финансовых инструментов по покупке автомобилей, а сами автодилеры столкнулись с ростом издержек, которые связаны в т.ч. с ростом земельного налога.
журналист