Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9127
EUR:
3.4342
RUB:
3.7094
BTC:
87,547.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Транспорт, логистика
02.02.2022 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рынок новых автомобилей в Беларуси, итоги 2021 года и прогнозы на будущее

Фото: rawpixel

Белорусская автомобильная ассоциация (БАА), которая представляет более 30 автобрендов в нашей стране, подвела итоги продаж в 2021 г. Цифры в основном оказались неутешительными, но есть и позитивные моменты.

На новые автомобили падает спрос

Согласно докладу БАА продажи новых автомобилей снижаются в Беларуси второй год подряд.

Официальные дилеры продали:

– в 2019 г. – 64 504 автомобиля;

– в 2020 г. – 52 768;

– в 2021 г. – 46 837.

В процентном соотношении продажи новых автомобилей уменьшились в 2021 г. на 11,2% относительно 2020 г. В то же время падение показателя замедлилось: отношение 2020 г. к 2019 г. составило минус 18,2%.

Объемы продаж в разрезе видов и марок

На легковые автомобили в 2021 г. приходилось 88% продаж (41 217 единиц), тогда как на коммерческие автомобили – 12% (5 620 единиц). По сравнению с 2020 г. продажи в этих сегментах упали на 10,5% и 2% соответственно.

Если оценивать продажи новых авто по маркам, то в первую пятерку входят:

  • LADA – 11 669 автомобилей;

  • Geely – 7 442;

  • Volkswagen – 4 654;

  • Renault – 4 173;

  • Kia – 3 895.

Дальше в списке из 32 позиций следуют бренды GAZ (2 934), Hyundai (2 529), Nissan (1 761), УАЗ (1 475) и Škoda (1 179). Замыкает список китайская компания Changan — в 2021 г. в стране было продано три ее автомобиля.

По сравнению с 2020 г. в прошлом году продажи LADA увеличились на 13%, Geely – снизились на 19%, Volkswagen – уменьшились на 16%, Renault – упали на 39%, а Kia выросли на 4%.

В целом самый большой рост показали бренды Haval и Mitsubishi (110% и 200% соответственно), а самое большое падение – бренды Zotye и Changan (82% и 84% соответственно).

Премиальная «восьмерка» показала скромный рост

На фоне в целом неутешительной статистики продаж есть и положительная динамика.

Так, продажи восьми марок автомобилей премиум-сегмента (Audi, Mercedes, BMW, Land Rover, Volvo, Jaguar, Porsche и Lexus) в прошлом году по отношению к 2020 г. выросли на 3,2%. Всего в Беларуси было продано 1 933 автомобиля из этой группы – это 4,1% от общего объема продаж. Если говорить о конкретных брендах, то белорусы купили в прошлом году в т.ч. 19 автомобилей марки Jaguar и 96 — Porsche.

Еще один позитивный момент связан с электромобилями.

Если продажи легковых авто в Беларуси из года в год снижаются (в 2019 г. продано 60 216 единиц, в 2020 г. – 46 098, в 2021 г. – 41 217), сегмент электромобилей в 2021 г. прибавил 168% относительно 2020 г.

Всего в прошлом году в стране было продано 43 электромобиля (в 2020 г. – 16).

Если говорить о моделях, это Geely Geometry C, Porsche Taycan, Audi e-tron и Jaguar I-pace.

Вместе с тем этот сегмент рынка совсем небольшой – всего 0,1%.

Белорусы выбирают В-класс

Самым популярным классом автомобилей у белорусов остается класс B. Его доля рынка в общем объеме в прошлом году составила 40,4% (в 2020 г. – 40,3%). В 2021 г. в стране было продано 16 655 автомобилей В-класса (продажи упали на 10%).

В разрезе конкретных марок выделим первую десятку по продажам:

  • LADA Vesta – 4 803 единицы;

  • Volkswagen Polo – 3 327;

  • Kia Rio – 3 213;

  • Geely Coolray – 2 662;

  • LADA Niva Legend – 2 011;

  • LADA Largus – 1 793;

  • LADA Granta – 1 660;

  • Renault Duster – 1 406;

  • Geely ATLAS – 1 358;

  • Hyundai Creta – 1 242.

Вообще на долю автомобилей производства РФ в структуре продаж приходится 80%.

Белорусский сегмент (марка Geely) занимает почти 16%, еще 4% – это автомобили, которые импортируются или напрямую, или через Россию.

Ситуация в ближайшем будущем не улучшится

По оценке специалистов БАА, есть ряд существенных факторов, которые определяли ситуацию на авторынке в 2021 г. — их влияние продолжится и в дальнейшем.

Так, автомобили не просто дорожали, но их поставки были в целом ограничены из-за глобального дефицита комплектующих и логистических проблем.

Кроме того, автокредитование сокращалось, как и число финансовых инструментов по покупке автомобилей, а сами автодилеры столкнулись с ростом издержек, которые связаны в т.ч. с ростом земельного налога.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by