$

2.5428 руб.

3.0813 руб.

Р (100)

3.4635 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Торговля

Продажа секонд-хенда: правила меняются

04.01.2021
Продажа секонд-хенда: правила меняются
Фото: freepik

Магазинам, реализующим секонд-хенд, со 2 апреля 2021 года запретят продавать новые (читай: стоковые) товары. Ограничение на реализацию в одном торговом объекте бывших в употреблении одежды и обуви вместе с новыми товарами вводится постановлением Совмина от 30.12.2020 № 774 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703». Этот документ разработан и принят по инициативе концерна «Беллегпром».

Правительство в постановлении № 774 определило правила проведения распродаж и мероприятий, направленных на стимулирование реализации товаров, продукции общественного питания.

Кроме того, оговорено, что нельзя продавать в одном торговом объекте бывшие в употреблении и новые меховые изделия, обувь, одежду швейную и трикотажную (исключение составляют новые швейные и трикотажные бельевые изделия). Также под запрет попадает продажа в одном товарном отделе (секции) новых и б/у товаров (за исключением букинистических изданий), которые не указаны выше.

Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания дополнены расшифровкой, что следует понимать под бывшими в употреблении непродовольственными товарами: это непродовольственные товары с видимыми признаками носки, стирки, эксплуатации. Также под это определение подпадают непродовольственные товары надлежащего качества с сохранением товарного вида, потребительских свойств без товарных ярлыков (этикеток), если их наличие предусмотрено изготовителем, а также непродовольственные товары, принятые по договорам комиссии от граждан.

В настоящее время в Беларуси розничную торговлю бывшими в употреблении непродовольственными товарами осуществляют свыше 1190 магазинов. Именно их и импортеров такой продукции коснется запрет, введенный постановлением № 774.

Напомним, председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина сразу же после назначения в мае 2019 года на эту должность подняла вопрос о необходимости дополнительного регулирования торговли секонд-хендом.

По ее словам, отечественные предприятия легкой промышленности вынуждены работать на внутреннем рынке в условиях недобросовестной конкуренции.

Среди факторов, повлиявших на снижение доли продаж отечественных товаров легкой промышленности, специалисты концерна называли в том числе переориентацию людей с низким уровнем дохода на приобретение дешевой одежды и обуви в секонд-хендах, а также в магазинах, владельцами которых являются выходцы из Азии.

То есть внутренний рынок заполнен дешевыми товарами, не соответствующими техническим регламентам Таможенного союза, утверждали специалисты.

Они уточняли, что предприятия белорусского легпрома выдерживают все техрегламенты и требования, продукция соответствует всем показателям безопасности, но в аналогичных условиях должны работать и другие субъекты хозяйствования.

В то же время, напоминала глава «Беллегпрома», о каких равных условиях конкуренции может идти речь, если почти 70% товаров, представленных в магазинах, торгующих подержанной одеждой, – это новые вещи, с этикетками. То есть под маркой бывших в употреблении изделий, которые не облагаются ввозными пошлинами, в страну поступают стоковая, то есть совершенно новая одежда.

Организации и физлица-импортеры, пользуясь пробелами в законодательстве, и декларируя стоковые товары в качестве секонд-хенда, фактически уклоняются от уплаты ввозных таможенных пошлин на новые изделия (в среднем 15% от реальной цены). В итоге госбюджет недополучает значительные суммы, а существенное увеличение объемов продаж бывших в употреблении товаров привело к масштабному перераспределению рынка в пользу импортной продукции.

Именно такие подходы отстаивал «Беллегпром» в Совмине.

Сначала в правительстве рассматривалось предложение о запрете продажи товаров секонд-хенд посредством Интернет-торговли. Однако эту идею не поддержало Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), которое вынесло инициативу на обсуждение общественности и в ответ получило множество жалоб от возмущенных граждан. Оказалось, многие из них активно пользуются такими услугами.

Затем дискутировалась возможность переноса магазинов, торгующих подержанной одеждой, из областных центров и других больших городов в населенные пункты поменьше, а с центральных улиц – на окраины. Однако способ повышения конкурентоспособности отечественных товаров путем передислокации торговых «точек» министерство посчитало чрезмерным.

А в мае 2020 года МАРТ предложил обсудить проект постановления Совмина, в котором предлагалось ввести ограничения на продажу в одном торговом объекте б/у одежды, галантерейных товаров и обуви вместе с новыми товарами.

Этот проект, подготовленный специалистами концерна, и был положен в основу документа, принятого Совмином накануне Нового года.

Постановление № 774 вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. Напомним, оно было обнародовано 01.01.2020 на Национальном правовом Интернет-портале.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


***