Продали товар директору по дешевке, а затем передумали

Организация реализовала бывшие в употреблении товары по договору поставки своему директору (он же и соучредитель). Впоследствии другие соучредители обратили внимание на то, что товары продавались с большими скидками. Можно ли на основании того, что сделка заключена между аффилированными лицами, а стоимость товаров сильно занижалась, расторгнуть ее?
Подобный спор 14.08.2019 рассмотрела судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда.
Между ООО и его директором Т., который одновременно являлся участником этого общества (с долей в уставном фонде 10%), был заключен договор поставки от 04.06.2018. ООО приняло на себя обязательство в течение срока действия договора поставлять Т. продукты питания и иную продукцию, а он – их оплачивать.
Отгрузка товара (в т.ч. двух принтеров, двух ноутбуков, двух телефонов, компьютера ПЭВМ и портативного) подтверждается товарно-транспортными накладными (ТТН). Покупатель в лице Т. оплатил поставленный товар платежными ордерами в полном объеме.
Позже ООО подало иск в экономический суд о признании недействительным договора поставки от 04.06.2018. Истец указал, что сделка с заинтересованным аффилированным лицом совершена без решения собрания участников ООО. В итоге общество понесло убытки в сумме 7586,77 руб. в виде разницы между рыночной ценой проданного Т. имущества и ценой его приобретения, а также стоимости покупки аналогичного по назначению товара для осуществления нормальной деятельности хозобщества (дополнительные расходы истца). По мнению заявителя, выявлены и иные неблагоприятные последствия для ООО.
Отстоять свои интересы ООО не удалось. Экономический суд и его апелляционная инстанция отказали в удовлетворении исковых требований. Их решение поддержал Верховный Суд.
Чем руководствовались судебные инстанции?
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 571 Закона от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) сделка, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц хозяйственного общества, совершенная с нарушением предусмотренных этим Законом требований и (или) нарушающая права и законные интересы хозяйственного общества, его участников, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа.
Однако такая сделка, совершенная с нарушением предусмотренных Законом требований, не может быть признана недействительной при наличии одного из следующих обстоятельств:
– голосование участников хозяйственного общества, членов совета директоров (наблюдательного совета), обратившихся с иском о признании такой сделки недействительной, не могло повлиять на результаты голосования, если эти участники были надлежащим образом извещены о проведении общего собрания, на котором принято решение о совершении сделки;
– не доказано, что совершение такой сделки повлекло или может повлечь за собой причинение убытков хозобществу или его участникам, обратившимся с иском, либо возникновение иных неблагоприятных последствий для них;
– к моменту рассмотрения дела в суде представлены доказательства о последующем принятии общим собранием участников общества, советом директоров (наблюдательным советом) решения о такой сделке в порядке, предусмотренном Законом.
Материалами дела подтверждено, что Т. на дату совершения оспариваемой сделки и подписания ТТН был руководителем и участником ООО (продавца), а также стороной по сделке (покупатель), поэтому в силу ст. 57 Закона являлся аффилированным лицом в отношении данного юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона решение общего собрания участников хозяйственного общества о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, принимается большинством от общего количества голосов участников этого общества, не заинтересованных в совершении этой сделки.
Согласно ч. 5 ст. 57 Закона решения общего собрания о такой сделке не требуется, если она одновременно отвечает следующим условиям:
– сделка совершается хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности;
– условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, совершаемых хозобществом в процессе его обычной хозяйственной деятельности.
Судебные инстанции пришли к выводу о нарушении при совершении сделки требований абз. 2 ст. 57 Закона. Ведь договор поставки от 04.06.2018, в выполнении которого имеется заинтересованность аффилированных лиц ООО, заключен без решения общего собрания участников общества.
Однако истец не представил убедительных доказательств того, что при совершении оспариваемой сделки были причинены убытки обществу либо возникли иные неблагоприятные последствия для них.
Так, в обоснование убытков, возникших в связи с выбытием имущества (основных средств) ООО по остаточной стоимости согласно данным бухгалтерского учета, истец ссылался на сведения из интернет-источников, где указывались более высокие цены на аналогичные б/у товары (со схожими характеристиками).
Судьи решили, что сведения из интернет-источников не являются достоверным и достаточным доказательством, свидетельствующим о реализации товара ответчику по заниженным ценам. Из представленных материалов невозможно определить идентичность состояния товара, переданного Т., и аналогичного товара, предлагаемого к продаже в Сети.
Что касается причинения убытков обществу в виде упущенной выгоды, то доказательств возможности реализовать товар по ценам, указанным в представленных истцом объявлениях или определенным экспертом (в случае назначения судебной экспертизы), в материалах дела не оказалось.
Не нашел также достоверного подтверждения в ходе судебного разбирательства и довод о наступлении для общества иных неблагоприятных последствий. С учетом оплаты ответчиком б/у товара (законность отражения его амортизации в бухгалтерском учете ООО не оспорена) сделан вывод о недоказанности убытков в связи с приобретением новых, со схожими характеристиками, принтера и четырех компьютеров. Так, у организации, согласно акту описи документов и имущества от 05.02.2019, остались ноутбук «Dell 49NWZD2», четыре телефона, два принтера, т.е. сотрудники ООО вполне могли выполнять свои обязанности и после передачи ответчику части основных средств.