Процедуры – в цифру. IFC поможет упростить и оцифровать административные процедуры для белорусского бизнеса
Международная финансовая корпорация (IFC) в партнерстве с Минэкономики планирует в 2020 году реализовать пилотную фазу проекта по переводу в электронный формат 10 административных процедур (АП), осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования Беларуси. В число пилотных вошли процедуры органов Госстандарта, Минприроды и Минсвязи, сообщили «ЭГ» в Представительстве IFC в Беларуси.
Одновременно в течение этого года корпорация намерена начать подготовку еще 100 АП к переводу в электронный вид в 2021–2022 гг. Для этого в ближайшие месяцы будет доработана методология, проанализированы законодательство и практика осуществления административных процедур, а также сделаны оценки ожидаемых результатов цифровизации для бизнеса и государственных органов. На основании полученных данных будут подготовлены рекомендации правительству по выбору процедур и приоритетности их перевода. Кроме того, госорганам-заказчикам окажут помощь в разработке технических заданий для создания необходимого программного обеспечения.
Цифровизация является частью Консультативной программы IFC по улучшению деловой среды и развитию конкуренции в Республике Беларусь на 2019–2021 гг., которая реализуется при поддержке Европейского Союза и Шведского международного агентства сотрудничества для развития (SIDA). Ожидается, что проект поможет выполнить постановление Совмина от 14.07.2017 № 529 (далее – постановление № 529), согласно которому в электронный формат должны быть переведены порядка 200 АП, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
– Госорганы, участвующие в пилотном проекте, подтвердили, что согласны с предложенными нами изменениями процедур, – сообщила глава Представительства IFC в Беларуси Ольга Щербина. – Сейчас нам надо пройти формальную приемку со стороны ведомств, после чего перейдем непосредственно к цифровизации.
Как показывает опыт IFC, не все изначально выбранные правительством процедуры удастся оцифровать. Может оказаться, что одни АП невозможно перевести в электронный формат, для других это делать экономически нецелесообразно, а третьи вовсе могут быть упразднены через какое-то время. Тем не менее в минском офисе корпорации надеются, что по истечении двух лет удастся оцифровать не менее 60–70 АП.
Кроме того, целью является формирование в стране компетенций, которые в дальнейшем позволят госорганам осуществлять подготовку АП к переводу в электронный вид без привлечения внешних экспертов.
«Важная часть проекта – передача знаний. Мы стремимся, чтобы вовлеченные в проект специалисты объединяли усилия, передавая опыт друг другу», – продолжает Ольга Щербина.
Реинжиниринг десяти пилотных АП, проведенный консультантами IFC, показал, что они могут быть значительно упрощены, а затрачиваемое на их прохождение время – сокращено. Так, только за счет оптимизации удалось сократить 7 из 19 этапов усредненной процедуры и исключить 3 из 8 участников процесса. Среднее расчетное время прохождения процедуры уменьшилось на 63 минуты относительно первоначальных 160 мин. С учетом числа обращений со стороны бизнеса годовая экономия рабочего времени оценена в 8700 человеко-часов только в рамках одной АП. Таким образом, массовый перевод процедур в электронный формат может существенно снизить регуляторную нагрузку на бизнес Беларуси, упростив и ускорив его взаимодействие с госорганами.
По данным РУП «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ), представленным 7 февраля на семинаре IFC для госорганов, в настоящий момент в электронный формат переведены 58 АП из упомянутых в постановлении № 529. По итогам 2019 года граждане и субъекты хозяйствования воспользовались оцифрованными процедурами почти 80 тыс. раз, что в 9 раз больше, чем годом ранее.