Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Кадры
02.04.2019 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №24 (2225) от 02.04.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проблемы госслужащих: усиление ответственности и отток кадров

Служение государству никогда не было простой и приятной задачей. Смелые люди, занимающие государственные должности, постоянно на виду, не могут терять самоконтроля, должны ограничивать свои желания. Тем не менее в проекте нового Закона о госслужбе предлагается обновить обязанности государственных служащих и усилить их ответственность за служебные нарушения.

Неоднократно приходилось слышать мнение, что поступить на госслужбу, как бы идеалистично это ни звучало, людей мотивирует желание сделать страну лучше. Они приходят в эту сферу со своими идеями и верой в то, что их можно реализовать, а также осознавая, что государственная служба – это, прежде всего, служение внешним, а не соб­ственным интересам. Если человек ориентируется на повышение материального уровня, то ищет работу преимущественно в реальном секторе экономики. Здесь же изначальная мотивация к финансовой свободе стремится к нулю.

Госслужащим является гражданин республики, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Государственные служащие работают в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания, Правительстве, Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном Судах, Администрации Президента, органах Комитета гос­контроля, прокуратуры, в Нацбанке, министерствах, республиканских ор­ганах госуправления (их территориальных подразделениях), дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях РБ, местных Советах депутатов, государственных нотариальных конторах, таможенных органах и т.д.

С 2013 г. в результате оптимизации численности госаппарата количество государственных служащих сократилось с 54 тыс. до 37 тыс. человек, то есть более чем на 30%. Идея сокращения заключалась в том, чтобы поднять статус и материальное состояние госслужащих, параллельно усилив их ответственность. В результате номинальная начисленная среднемесячная зарплата, например, в государственном управлении, выросла с 590,9 руб. в 2013 г. до 999,3 руб. на начало 2018 г.

В определенный момент, когда росли зарплаты в реальном секторе экономики, престиж госслужбы стал падать, и отток кадров усилился. Но и сейчас лучшие кадры вымывает сфера ИТ, причем не только из госслужбы, но из науки, педагогики и т.д.

Реально происходит также перераспределение функций и поиск места государственного аппарата в системе управления государством. Президент все чаще говорит о том, что общество, НКО и коммерческий сектор тоже должны участвовать в движении и нести ответственность за развитие страны. В связи с этим возникают вопросы взаимодействия, полномочий, ограничения обязанностей госслужащих, определения объема нагрузки.

Ограничения новые и старые

Общие требования к госслужащим, в т.ч. к их профессиональным компетенциям, прописаны в Законе «О государственной службе в Рес­публике Беларусь». Кроме того, они определены в ведомственных положениях, должностных инструк­циях.

«Сегодня требования к государственным служащим возрастают. Например, в проекте нового Закона о госслужбе предлагается ус­ложнить процесс выхода из сектора. Не уверен, что это хорошая идея. Если человек решил уйти, он все равно найдет способ это сделать. К тому же, если он не приемлет свою работу, то и мотивации к эффективному выполнению обязанностей у него уже нет», – поясняет нам кандидат политических наук Александр Филиппов.

Для госслужащих ст. 22 Закона о госслужбе установлены ограничения, связанные с работой. Например, нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, управлять коммерческой организацией, участвовать в забастовках и др. Ограничения для госслужащих – это нормальная практика. Они позволяют четко и однозначно избежать конфликта интересов.

В мире существуют разные подходы к госслужбе, но обычно, чем больше полномочий у госаппарата, тем чаще могут возникать злоупотребления. Наша вертикаль имеет широкие полномочия, поэтому и Закон о гос­службе жесткий. Коррупционные скан­далы возникают не потому, что в законе есть дыры, а потому что он грубо нарушается.

Президент недавно высказал идею увязать материальное положение госслужащих с ростом или падением жизненного уровня населения. Очевидно, что законодатели постоянно ищут баланс между нематериальными факторами и материальным стимулированием, понимая, что одними идеалами человек сыт не будет. Экономические бонусы госслужащего растянуты во времени: рост зарплаты с выслугой лет, солидное пенсионное обеспечение и т.д. Впрочем, пока нет дискуссии насчет привязки зарплат госслужащих к конкретному отраслевому показателю в области оплаты труда или одному из общих социальных нормативов.

Планируется также сформулировать этические требования к поведению должностных лиц в служебное и внеслужебное время, в социальных сетях. Есть информация, что параллельно с поправками в Закон о госслужбе разрабатывается этический кодекс госслужащего. Пока удалось выяснить, что в новом проекте Закона о госслужбе этот кодекс присутствует как часть документа, приложение.

«Но отношение к нему неоднозначное, потому что идея об этическом кодексе – результат лоббистской работы ряда негосударственных организаций под влиянием идеи наличия аналогичных кодексов в ряде западных государств и кое-где на постсоветском пространстве. Гос­служба на Западе серьезно отличается объемом полномочий, фактом подотчетности госслужащих гражданам страны и т.д. К тому же западная госслужба более политизирована, а казусы и ситуации, не урегулированные государством, там возникают чаще.

Дискредитация представителя определенной политической силы дискредитирует всю силу и используется в политической борьбе. У нас этого нет. Причем требования к госслужащим и их ответственность перед законом у нас выше и более четко регламентированы. Ужесточать их через введение этического кодекса равнозначно механическому закручиванию гаек. Логичнее было бы развивать положения, не допускающие конфликта интересов», – считает А. Филиппов.

Где учат министров

Подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих занимаются Академия управления при Президенте РБ и ее структурные подразделения. Образование I ступени в Институте государственной службы можно получить только по одной специальности – «Государственное строительство», набор по которой составляет 25 человек в год на условиях госзаказа. Есть еще ряд специальностей переподготовки только на условиях госзаказа, например, «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления».

По другим направлениям работы с 2014–2015 гг. в среднем соотношение бюджетной и платной форм переподготовки составляет 50/50. За последние 5 лет подготовку/переподготовку прошли 4,6 тыс. слушателей, повышение квалификации – более 17 тыс.

Академия управления различными формами обучения охватывает прак­тически всех государственных служащих, руководителей и лиц, состоящих в резерве. Кроме того, здесь работают со слушателями, не являющимися госслужащими, – это со­трудники силовых органов, представители БРСМ, руководство вузов, СМИ и т.д.

В методике преподавания Академия все сильнее акцентируется на практике, что подразумевает приглашение преподавателей-практиков и выезд­ные занятия для знакомства с прорывными технологиями. Ее парт­нерами являются EPAM, Минский трак­торный завод, холдинг «АМКОДОР», агрокомбинат «Дзержинский», Парк высоких технологий и т.д. В технологии обучения используются такие инструменты, как, например, деловые игры, направленные на развитие навыков комплексного решения управленческих задач, и другие.

Руководитель, каким бы ни было его образование, сталкивается с задачами, к решению которых не может подготовить ни один вуз: координация финансовых потоков, подбор кадров, управление персоналом, материальное обеспечение, взаимодействие с вышестоящими органами и в целом с внешним контуром, оперативное реагирование на изменения законодательства, идеологическая работа, противодействие кор­рупции и т.д. Руководители проходят переподготовку 1 раз в 3 года, в то время как в других специальностях – раз в 5 лет.

На безвозмездной основе курсы в Академии читают министры и их заместители, заместители главы Администрации Президента, Генеральный прокурор РБ, Председатель Цент­ральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и др. Кроме того, на повышении квалификации (а это около 2,3 тыс. человек в год) ежегодно заняты еще более 300 различных преподавателей. Среди них представители различных сфер экономики, в т.ч. реального сектора.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений