Привлечь должника к субсидиарной ответственности
Есть сведения, что должник реализовал свое имущество по заниженной стоимости. Может ли кредитор на основании этой информации обратиться в суд для признания сделки ничтожной и потребовать привлечения учредителей должника к субсидиарной ответственности?
Похожую ситуацию 27.05.2019 рассмотрела судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Беларуси.
Экономический суд вынес определение о завершении ликвидационного производства в отношении ООО. Особо подчеркнем, что рассмотренный перед этим отчет управляющего по итогам ликвидационного производства был признан обоснованным.
Однако один из кредиторов обжаловал данное определение в апелляционной инстанции этого же суда. А поскольку принятое решение истца не устроило, он обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Беларуси, в которой просил отменить вышеуказанные судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
По его мнению, ликвидационное производство в отношении ООО завершено необоснованно, так как управляющим не исполнен план ликвидации должника в части выявления сделок, которые могут быть оспорены должником, и направления соответствующих исков в суд. Не рассмотрен вопрос о привлечении должностных лиц должника к субсидиарной ответственности и не направлены в правоохранительные органы сообщения о выявленных правонарушениях.
Позже правопреемник этого кредитора (ЧУП), поддержав в судебном заседании кассационную жалобу, дополнительно заявил, что не смог принять участия в собрании кредиторов (на котором рассматривался отчет управляющего о завершении ликвидационного производства), так как узнал о нем только за день до назначенного времени. Истец также сообщил о рассмотрении правоохранительными органами вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц банкрота.
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда согласилась с выводами судов первой и апелляционной инстанций о завершении ликвидационного производства ввиду следующего.
При рассмотрении отчета управляющего по итогам ликвидационного производства судом проверяется соответствие его требованиям, изложенным в ст. 149 Закона от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
В представленном отчете содержатся сведения о выполнении всех мероприятий, указанных в плане ликвидации должника, и об отсутствии у него имущества. Отчет рассмотрен на собрании конкурсных кредиторов, которое состоялось в октябре 2018 г.
К отчету приложены документы, подтверждающие реализацию установленного имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, ликвидационный баланс, копии договоров уступки права требования и другие документы. Претензий и жалоб на управляющего по итогам ликвидационного производства от конкурсных кредиторов не поступило.
Анализ материалов дела показывает, что на момент рассмотрения вопроса о завершении ликвидационного производства представители кредиторов на судебном заседании не присутствовали и не заявили, что оснований для завершения ликвидационного производства не имеется. Истец также не обжаловал решение собрания конкурсных кредиторов по вопросу признания сделок недействительными, не ходатайствовал об этом перед судом и управляющим.
В итоге судебные инстанции признали отчет управляющего обоснованным, не установив доказательств для утверждения итогов ликвидационного производства недействительными, и, как следствие, пришли к выводу о его завершении в отношении ООО.
Заявитель кассационной жалобы ссылался на необходимость принятия управляющим мер по обращению с иском в суд о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного должником с другим ООО, по основаниям, предусмотренным абз. 4 ч. 1 ст. 109 и ч. 3 ст. 110 Закона о банкротстве. Однако убедительных доказательств, подтверждающих умышленное нанесение вреда интересам кредиторов с участием в этих сделках заинтересованных в отношении должника лиц, приведено не было. Только доводов о занижении стоимости проданного имущества в данном случае недостаточно.
Несостоятельны доводы истца и о наличии у управляющего оснований для постановки вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности должностных лиц и участника ООО. По результатам проверок, проведенных ранее управлением Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по г. Минску и Минской области, признаки преступлений не были выявлены.