$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРИШЛО ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ©

02.08.2013

Принятие нового Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) открывает новую страницу в отечественном бухучете. Его нормативно-правовое обеспечение направлено на создание оптимальных условий для повышения качества экономической информации и инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности и повышение квалификации специалистов. О том, каким путем пойдет бухучет в Беларуси, рассказывает начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов Республики Беларусь Татьяна РЫБАК.

— Татьяна Николаевна, почему на принятие нового Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» потребовалось так много времени?

— Закон, хотя и кажется узкопрофессиональным, на самом деле — системообразующий. Он затрагивает широкий спектр общественных отношений и влияет на многие другие законы, так или иначе связанные с хозяйственной деятельностью. Было очень важно определить направления развития национальной учетной системы, проанализировать влияние нововведений на смежные области регулирования — налогообложение, статистику, гражданское законодательство. Потребовалось немало времени, чтобы согласовать нормы законопроекта с различными министерствами, концернами, обсудить с профессиональной и деловой общественностью, провести ряд экспертиз, изучить зарубежный опыт реформирования бухучета и внедрения МСФО. Кроме того, проведена работа с разработчиком МСФО — Советом по МСФО по различным аспектам, в т.ч. по вопросам передачи прав на тексты стандартов.

— Какие предприятия согласно новому Закону должны будут составлять отчетность по МСФО и какую именно — консолидированную или индивидуальную?

— В Законе применяется термин «общественно значимые организации». К ним отнесены страховые организации, открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам (далее — ОАО), банки, небанковские кредитно-финансовые организации (далее — банки).

С 2016 г. страховые организации и ОАО будут составлять консолидированную отчетность по МСФО, банки — консолидированную (при наличии группы организаций) или индивидуальную отчетность по МСФО. При этом все входящие в группу организации — материнские, дочерние, зависимые — будут задействованы в процессе подготовки консолидированной отчетности по МСФО. Одновременно общественно значимые организации, как и все остальные, будут обязаны составлять индивидуальную отчетность по белорусским правилам.

— А нельзя ли ограничиться только отчетностью по МСФО?

— Нет. Индивидуальная отчетность, составленная в соответствии с законодательством Республики Беларусь, выполняет не только информационную функцию, но и контрольную, а также используется для макроэкономического анализа, статистического наблюдения и т.д. Это сказывается на требованиях к раскрытию информации. Если для таких целей одни организации будут составлять отчетность по национальным правилам, а другие — по МСФО, это приведет к утрате сопоставимости данных.

Принимая во внимание роль, которую сегодня играют интегрированные группы в экономике, возникла потребность в единых правилах составления консолидированной отчетности. Такими правилами являются, в частности, МСФО.

Многие страны и регионы мира выбрали их как основу для составления финансовой отчетности. Недавно Совет по МСФО опубликовал результаты исследования в 66 странах — от США, стран Евросоюза, России и Китая до небольших африканских и латиноамериканских государств. Из них 95% официально заявили о своей поддержке единой системы качественных глобальных стандартов. При этом все страны, кроме Швейцарии, назвали в качестве такой системы стандартов именно МСФО. В 55 странах МСФО используются во всех или почти всех публичных компаниях, а в остальных идет процесс внедрения этих стандартов. Некоторые страны, применяющие МСФО, внесли в них незначительные модификации, касающиеся отдельных вопросов.

В государствах — участниках СНГ распространено сочетание двух форм применения МСФО, когда национальные стандарты бухучета разрабатываются с учетом (на основе) МСФО, а для отдельных категорий организаций (кредитных организаций, страховых организаций, бирж, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов и др.) требуется непосредственное применение МСФО, признаваемых уполномоченными национальными органами в качестве национальных стандартов (как правило, в отношении консолидированной отчетности). В то же время отдельные страны (например, Кыргызстан, Армения) не принимают национальных стандартов, требуя от национальных хозяйствующих субъектов составления финансовой отчетности исключительно в соответствии с МСФО.

— Каким образом организации будут получать доступ к тексту международных стандартов, чтобы составлять отчетность по МСФО?

— Минфин заключит соглашение с Фондом МСФО (далее — соглашение), согласно которому получит тексты МСФО на русском языке. Порядок введения их в действие на территории Беларуси в качестве технических нормативных правовых актов будет устанавливаться Совмином совместно с Нацбанком. Затем эти стандарты будут публиковаться в установленном порядке, в т.ч. на сайте Минфина.

— То есть наши органы будут определять, вводить те или иные стандарты и интерпретации или нет? А если какой-то стандарт решат не вводить, то его и использовать не будут?

— Проект соглашения предусматривает включение МСФО в законодательство Республики Беларусь. Согласно проекту соглашения в МСФО можно вносить некоторые правки. Например, выбрать из нескольких альтернативных вариантов учета какой-то один. Это общепринятая практика внедрения МСФО, позволяющая учитывать требования национального законодательства.

— Но стандарт IAS 1 «Представление финансовой отчетности» предусматривает, что финансовая отчетность не считается соответствующей МСФО, если она не соответствует всем требованиям МСФО...

— Это действительно так. Поэтому вся работа по принятию МСФО в качестве технических нормативных правовых актов будет завершена к 1.01.2016 г. Со стороны государства будут приняты все меры, необходимые для составления отчетности по международным стандартам в сроки, установленные Законом.

— У части бухгалтерского сообщества есть претензии к зарубежному происхождению МСФО. Мол, разрабатываются они в Лондоне, представительства Беларуси в Совете по МСФО нет, влиять на содержание стандартов мы не можем, наши интересы там не учтены... Как вы относитесь к этому?

— В настоящее время представителей Беларуси нет в структурах Совета по МСФО, но это не значит, что мы не можем участвовать в его работе. В Совете по МСФО представлены разные страны и регионы, что обеспечивает «географический» баланс интересов. В процессе подготовки стандартов все заинтересованные стороны имеют возможность высказать свое мнение и дать предложения. Для этого все разработки размещаются на сайте Совета по МСФО для всеобщего обсуждения сначала в виде дискуссионного документа, потом — в виде проекта. Так что любой желающий может поучаствовать в создании МСФО — если квалификация позволяет, а предложения будут конструктивными.

Кроме того, Совет по МСФО регулярно проводит конференции с участием национальных регуляторов бухучета, на которых обсуждается специфика отдельных стран и регионов и проблемы внедрения в них МСФО. В последние годы в таких мероприятиях участвует и Минфин Беларуси, а в дальнейшем наше сотрудничество будет еще более тесным.

— В Законе речь идет не только о международных, но и о национальных стандартах...

— Наш подход к внедрению МСФО острожный. Мы не вводим их в одночасье. Бухгалтерское сообщество должно быть к этому готово, тем более что МСФО достаточно сложны, требуют серьезных знаний экономики, финансового менеджмента. Поэтому параллельное ведение отчетности по МСФО позволит оценить преимущества международных стандартов и постепенно внедрять их подходы в национальное законодательство, которое уже несколько лет сближается с МСФО, и этот процесс будет продолжаться. Подчеркну, что все изменения в законодательстве по бухгалтерскому учету направлены исключительно на улучшение достоверности бухгалтерской отчетности.

— Значит, нужно ждать изменения всех нынешних инструкций по бухучету?

— На первом этапе действующие инструкции будут приведены в соответствие с новым Законом. Затем будут приниматься национальные стандарты, определяющие правила бухучета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и раскрытия информации в отчетности, а также другие нормативные правовые акты. Например, постановлением Минфина будет определен перечень услуг, по которым возможно составление первичного учетного документа, подтверждающего выполнение работ (оказание услуг) подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления.

— Статья 12 Закона предусматривает определенные изменения порядка учета курсовых разниц. В чем они будут заключаться?

— Пересчету будет подлежать выраженная в иностранной валюте стоимость не только денежных средств, но и финансовых вложений (кроме вложений в уставные фонды), а также дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предоплаты, задатков). Таким образом, по авансам, предоплате, задаткам не будут накапливаться курсовые разницы (и соответственно, прибыли или убытки).

— Неоднократно говорилось, что едва ли не основное препятствие для введения МСФО — недостаточное количество квалифицированных кадров и преподавателей, способных их обучить. Как планируется решить эту проблему?

— Установленные Законом квалификационные требования к главным бухгалтерам большинства организаций существенно не изменились. Главное новшество — особые требования к главным бухгалтерам общественно значимых организаций. Введение для них сертификата профессионального бухгалтера призвано повысить доверие к отчетности со стороны пользователей и поднять престиж учетной профессии. Отмечу, что на сертификацию отводятся 2 года — до 1.01.2017 г.

Уже сейчас постепенно решается проблема обучения. В учебном центре Минфина проводятся курсы по МСФО, а вскоре начнется подготовка к сертификации, изменятся программы вузов. Учебный центр Минфина планирует организовать также обучение преподавателей, пригласив для этого лекторов из-за рубежа.

— Не приведут ли новые требования к главным бухгалтерам к дефициту кадров, имеющих право занимать эту должность? Ведь сегодня ее во многих малых предприятиях занимают люди, имеющие за плечами лишь краткосрочные курсы или диплом о переподготовке...

— Напомню, что и сегодня в законодательстве имеются квалификационные требования к главным бухгалтерам. Но они, к сожалению, зачастую игнорируются. Действительно, нередко эту должность занимают лица, не имеющие ни высшего, ни среднего специального образования, ни 3–5-летнего стажа работы. Это негативно сказывается на качестве отечественного бухучета и отчетности — достаточно проанализировать вопросы, которые к нам поступают. Такое положение нужно менять.

Новые требования к главным бухгалтерам будут действовать с 1.01.2014 г. Исключение составляют главные бухгалтеры общественно значимых организаций: согласно ст. 20 Закона лица, назначаемые до 1.01.2017 г. на должность главного бухгалтера ОАО, должны иметь высшее образование, дающее право работать по специальности бухгалтера, стаж работы по этой специальности не менее 5 лет, а с 1.01.2017 г. как вновь принятые, так и уже работающие обязаны иметь сертификат профессионального бухгалтера.

Кроме того, Законом устанавливаются требования к организациям, оказывающим услуги по ведению бухучета, что позволит защитить интересы их клиентов. Ограничивается и возможность руководителей вести бухучет самостоятельно: теперь это возможно только в микроорганизациях, товариществах собственников, общественных и религиозных организациях (объединениях), да и то при наличии у руководителя соответствующего образования и стажа работы бухгалтером.

— Еще одна «фобия» связана с профессиональным суждением. Многие бухгалтеры привыкли руководствоваться исключительно нормативными актами и разъяснениями соответствующих госорганов. А свое мнение иметь ни к чему: не совпадет с официальным — неприятностей не оберешься...

— Мы лишь назвали в Законе вещи своими именами. Любой бухгалтер ежедневно и неоднократно высказывает свою точку зрения и принимает решения в процессе ведения бухучета и составления отчетности, определяет, какой вариант из предусмотренных законодательством выбрать, как идентифицировать ту или иную хозяйственную операцию и т.п. Все вопросы в законодательстве прописать невозможно. Так что самостоятельные решения придется принимать. Профессиональное суждение требуется, чтобы решить, отражать в бухгалтерском учете актив как основное средство или отдельный предмет в составе средств в обороте, ценную бумагу — как предназначенную для торговли или удерживаемую до погашения, расход — как текущий, капитализируемый или будущих периодов, оценить наличие критериев признания выручки и др. Но эти действия носят не беспорядочный характер (по крайней мере, у грамотных работников), а основываются на действующем законодательстве и учетной политике, а последняя, в свою очередь, — на базовых принципах, сформулированных в ст. 3 Закона.

Скажем, п. 7 ст. 9 Закона предусматривает, что изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае изменения способов ведения бухучета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации. При этом необходимо будет обосновать, что такие изменения вносятся не для удобства работы бухгалтера или «улучшения» финансовых результатов, а для повышения достоверности отчетности — в соответствии с принципами, изложенными в ст. 3 Закона.

Сегодня отечественное налоговое законодательство содержит множество отсылок к бухучету, и любое неверное решение бухгалтера грозит санкциями. Тем не менее, если профессиональное суждение бухгалтера грамотно сформировано и надлежащим образом оформлено, то и оспорить его будет затруднительно.

— Быть принципиальным порой довольно трудно. Как, скажем, соблюдать принципы нейтральности и осмотрительности, если убытки грозят нагоняем от начальства и внеплановой проверкой? Проще спрятать кое-какие расходы, «подкрутить» доходы. Чем защищен принципиальный бухгалтер, который не пойдет на такие компромиссы?

— Прежде всего это принципы бухучета, которые представляют собой не просто пожелания, а нормы Закона. Пока наказания за нарушение правил бухучета в Беларуси не столь строги, как в других странах. В этом направлении будет проводиться работа.

Обратим внимание, что согласно п. 12 ст. 8 Закона в случаях возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций, их оформления и отражения в бухучете документы должны быть приняты к исполнению по письменному распоряжению руководителя. Последний в таких случаях единолично несет ответственность за совершение этих хозяйственных операций, их оформление и отражение в бухучете.

Напомним также, что главный бухгалтер, как по нынешнему закону, так и по новому, подчинен непосредственно руководителю организации, который обязан организовать ведение бухучета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия. Так что распространенную позицию «во всем виноват бухгалтер» надо учиться опровергать, отстаивать свою правоту в спорах с руководством, в суде. Однако такие вопросы решаются не только законодательством, но и правоприменительной практикой и общественным мнением. Важную роль здесь должно играть само бухгалтерское сообщество, от которого зависит престиж и авторитет нашей профессии.

Беседовал  Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях