Приоритеты экономической политики в Беларуси – инвестиции, экспорт, технологии, регионы

Задачи, поставленные при формировании нового правительства Беларуси, представлении нового главы Нацбанка, на итоговых коллегиях госорганов, позволяют судить о том, каковы будут приоритеты экономической политики Беларуси на ближайшие 5–6 лет.
Инвестиции в белорусские предприятия
О том, что инвестиции будут основой экономического роста Беларуси в ближайшие годы, А. Лукашенко говорил при назначении министров экономического блока и реального сектора. Планируется получить за пятилетку рост инвестиций «примерно на треть». Наряду с развитием уже имеющихся крупных инвестпроектов (Индустриальный парк «Великий камень», Белорусская национальная биотехнологическая корпорация, производство легковых автомобилей BELGEE), ставится задача поиска новых. Из возможных озвучиваются пока только два: вторая АЭС и второй целлюлозно-бумажный комбинат. Также надежды возлагаются на инвестиционную инициативу в регионах «Один район – один проект».
Как отмечал на итоговой коллегии Минэкономики глава ведомства Ю. Чеботарь, «основная задача регионов и госорганов – найти прорывные проекты. Для их реализации будем совершенствовать институциональные условия и предлагать доступное финансирование. В приоритете – гринфилд-проекты и высокотехнологичные производства, способные дать мощный эффект для экономики».
Вопрос источников доступного финансирования, на самом деле, здесь ключевой. Достаточно вспомнить, что перечисленные главой государства флагманы создавались на средства кредитов (межгосударственных либо под гарантии правительства) со стороны России и Китая. Такую схему финансирования сложно будет использовать в условиях, когда А. Лукашенко поставил Минфину «железную задачу – как никогда экономить в этой пятилетке».
Надежды, как можно понять, в первую очередь возлагаются на внутренние источники: банковскую систему и реинвестирование прибылей бизнеса. Как отметил Президент при назначении нового главы Нацбанка Р. Головченко, «это назначение связано с тем, что Роман Александрович всегда хотел большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику».
Отдельные моменты конкретизировал глава Администрации президента Д. Крутой при представлении нового председателя правления коллективу Нацбанка: «Важное направление – это работа и государственных, и частных банков на экономику нашей страны. Инвестиции объявлены одним из безусловных драйверов экономического роста в этом году. Импортозамещающие, экспортно-ориентированные проекты нуждаются в финансировании, в этой работе должны участвовать все наши банки, в т.ч. и за счет прибыли». Также им была затронута тема реинвестирования – «одна из ключевых тонких тем, которыми Нацбанк будет в ближайшее время заниматься». «Конечно, мы должны предлагать все самое лучшее, но при этом делать так, чтобы инвесторы оставляли свои дивиденды, прибыли, капиталы у нас в стране», – обозначил задачу Д. Крутой.
Кроме того, представляя нового главу правительства в Совмине, он отметил планируемое введение механизма персональных заданий, когда за каждым министром будут закреплены 1–2 важнейших инвестпроекта, исполнение которых будет под контролем профильного вице-премьера.
Кто отвечает за рост экспорта в Беларуси
Как заявил при представлении нового премьера Д. Крутой (со ссылкой на оценку главы государства), сегодня страна недополучает 30–40% валютной выручки, в связи с чем каждый вице-премьер должен лично координировать экспортную деятельность по своему направлению, отвечая за возврат валюты в страну.
При назначении министров реального сектора глава государства ставил задачу диверсификации экспорта, в т.ч. в системе госвоенпрома, но конкретика звучала в основном в связи с российским рынком. Было отмечено, что под спрос в России необходимо развивать микроэлектронику, станкостроение, а также новую для Беларуси отрасль – авиастроение.
В целях развития экспорта глава государства дал поручение «сборочные производства за границей встряхнуть таким образом, чтобы вся прибыль от них поступала в страну».
Очевидно также, что перспективы белорусского экспорта зависят от повышения производительности труда и модернизации производства. Как отмечал Президент, производительность труда в Беларуси сегодня в 3 раза ниже, чем в ЕС. При этом в мировой практике одним из основных способов ее повышения является цифровизация. В отношении ее А. Лукашенко занимает сдержанную позицию: не гоняться за модой, «быть впереди в этих направлениях, прежде всего в искусственном интеллекте… понимать, что это такое, но четко представлять, что нам сегодня надо, а без чего мы можем обойтись».
Планы по развитию белорусских регионов
«Нам нужно обязательно обратить внимание на отток людей из регионов. Ни в коем случае нельзя его допускать. Дифференциация в заработной плате должна быть сокращена. Люди должны получать заработную плату в регионах примерно такую же, как в Минске», – потребовал глава государства при назначении правительства.
Поставлены задачи уделить особое внимание строительству и ремонту дорог, обновлению местных энергосетей.
Минэкономики уже сформировало систему стандартов комфортной среды для 4 типов населенных пунктов, которая в настоящее время обсуждается с местными органами власти. В сельских населенных пунктах акцент предлагается сделать на улучшении транспортного сообщения с райцентром, обязательном наличии магазинов и кафе, развитии сервисов доставки и мобильных форматов предоставления соцуслуг, доступе к скоростному интернету. В райцентрах – на индивидуальной и малоэтажной жилой застройке, улучшении качества питьевой воды, дорожного покрытия и освещенности улиц, а также внедрении системы раздельного сбора коммунальных отходов. Города с населением свыше 80 тыс. рассматриваются как ключевые драйверы регионального развития.
Очевидно, что выполнить все эти стандарты на практике можно будет только в случае успешной реализации в регионах инвестпроектов.
Госрегулирование бизнеса переведут «в цифру»
В программных заявлениях о работе нового правительства пока звучит немного тем, связанных с ожиданиями бизнеса. Обещают, главным образом, дебюрократизацию, упрощение регуляторных требований, сокращение избыточной административной нагрузки и максимальный перевод взаимодействия с госорганами «в цифру».
Систему госрегулирования цен планируют доработать с прицелом «чтобы отечественным товарам был приоритет, а не импорту», как отмечал А. Лукашенко при назначении правительства.
Темы снижения предпринимательских рисков и поддержки деловой инициативы, звучавшие на встрече Президента с частным бизнесом 17 февраля, в новой экономической повестке пока не конкретизированы.