Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приобретение права на пенсию по возрасту: общие условия

Вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, не теряют актуальности. Каждый наниматель должен быть осведомлен о совокупности предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении условий, при которых работник имеет право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях.

Согласно ст. 75 Закона от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Работодатель обязан оформить необходимые для назначения пенсии документы и направить их в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии в совокупности следующих условий.

1. Постоянное проживание в Беларуси, если иное не предусмотрено международным договором. В частности, гражданам республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим за пределами Беларуси и имеющим стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН, пенсия по возрасту может быть назначена на основе международного договора (ст. 1 Закона). При отсутствии такого международного договора пенсия по возрасту не назначается гражданам Беларуси, постоянно проживающим за пределами страны, иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Беларуси.

2. Достижение общеустановленного пенсионного возраста. В 2018 году общеустановленный пенсионный возраст составит для мужчин – 61 год, для жен­щин – 56 лет (ст. 11 Закона). Вместе с тем ст.ст. 17–22 Закона определены категории лиц, для которых предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста при определенных условиях (многодетные матери, родители детей-инвалидов, инвалиды с детства и др.).

3. Наличие предусмотренного законодательством стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения. Право на трудовую пенсию по возрасту согласно ст. 5 Закона имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда, при соблюдении других условий, предусмотренных Законом.

В стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов (страховой стаж) засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Он рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов (ч. 1 ст. 51 Закона). Например, если среднемесячный фактический заработок за календарный год ниже минимальной заработной платы, в страховой стаж засчитывается не весь календарный год, а его соответствующая часть, полученная в результате применения поправочного коэффициента.

Право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 15 лет 6 месяцев. С 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Таким образом, в 2018 году право на трудовую пенсию по возрасту по общему правилу будет предоставлено лицам, имеющим указанный стаж работы не менее 16 лет 6 месяцев.

Указом Президента от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» (далее – Указ № 233) предусмотрена возможность назначения пенсии по возрасту при наличии страхового стажа меньшей продолжительности – не менее 10 лет. Но для этого необходим общий стаж работы большей продолжительности, нежели предусмотрено ст. 11 Закона (подп. 1.1 п. 1 Указа № 233).

Для отдельных категорий лиц ст.ст. 17–22 Закона устанавливается меньшая продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов для приобретения права на пенсию – не менее 5 лет. Статьей 53 Закона предусмотрен порядок включения в стаж работы отдельных видов работ (работа на водном транспорте, сезонные работы и др.).

4. Наличие предусмотренного законодательством общего стажа работы. Для приобретения права на пенсию необходим не только достаточный страховой стаж, но и общий стаж работы.

Общий стаж работы – сумма периодов страхового стажа и периодов без уплаты взносов в фонд. Согласно ч. 2 ст. 51 Закона помимо страхового стажа в стаж работы засчитываются также периоды военной службы, службы в определенных государственных органах (п. «а» ч. 2 ст. 51 Закона), получения пособия по временной нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет (но не более 9 лет в общей сложности), получения образования в дневной форме, альтернативной службы и др.

Согласно подп. 1.2 п. 1 Указа № 233 периоды ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом до 18 лет, а также за престарелым старше 80 лет, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, засчитываются в стаж работы до достижения лицами, осуществлявшими уход, возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет), при соблюдении иных условий, предусмотренных п. «д» ч. 2 ст. 51 Закона.

Статьей 52 Закона предусмотрены периоды, которые засчитываются в стаж работы на льготных условиях. При этом представляется, что если указанные периоды являются периодами работы с уплатой обязательных страховых взносов (например, работа в лепрозориях, противочумных и инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом), они засчитываются на льготных условиях и в страховой стаж.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины – при стаже работы не менее 20 лет (ст. 11 Закона). Напоминаем, что для назначения пенсии по возрасту лицам, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, однако менее установленного в абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона (в 2018 году – менее 16 лет 6 месяцев), требуется общий стаж работы большей продолжительности, нежели определено ст. 11 Закона (п. 1 Указа № 233). В данном случае для назначения пенсии по возрасту необходим стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях), пенсия по возрасту в рассматриваемом случае может быть назначена при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях). При этом под военной службой (службой в военизированных организациях) понимаются периоды такой службы, указанные в п. «а» ч. 2 ст. 51 Закона, за исключением периодов, приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми. Гражданам, проходившим указанную службу, пенсия по возрасту назначается при условии, если они не имеют права на пенсию в соответствии с Законом от 17.12.1992 № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Согласно п. 2 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утв. постановлением Совмина от 24.12.1992 № 777 (далее – Положение), периоды работы, иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 51 Закона, протекавшие до вступления в силу Закона от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» на всей территории Беларуси до 1 января 2003 г., подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями, архивными учреждениями и иными организациями, имеющими соответствующие сведения, а также могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Основным документом, подтверждающим указанные периоды работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документов (п. 8 Положения).

Периоды работы, иной деятельности, протекавшие с 1 января 2003 г., подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды, засчитываемые в стаж работы в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона, подтверждаются документами, выдаваемыми с места службы, учебы, архивными учреждениями или иными организациями, имеющими сведения об этих периодах. Эти периоды учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (п. 48 Положения).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by