Приобретение дополнительного рабочего места к ПО «1С»: отражение в бухучете

Организации, использующие программное обеспечение «1С», часто сталкиваются с ситуацией, когда необходимо подключить к системе дополнительных пользователей. Приобретение дополнительного рабочего места (лицензии) вызывает вопрос: учитывать его как расширение уже имеющегося нематериального актива или как новый объект?
Неправильный выбор способа учета может привести к искажению бухгалтерской отчетности и нарушению требований законодательства.
Рассмотрим ситуацию. На балансе организации числится нематериальный актив (далее – НМА) – программное обеспечение «1С». В июле 2025 г. организация приобрела дополнительное рабочее место (дополнительную лицензию).
Вопрос. Будет ли стоимость дополнительного рабочего места увеличивать первоначальную стоимость НМА (лицензии)?
Ответ. Нет, не будет. Дополнительная лицензия учитывается как отдельный объект НМА.
Критерии признания НМА
Лицензионное право на ПО (в т.ч. «1С») признается НМА, если выполняются все условия, перечисленные в п. 4 Инструкции № 251:
-
идентифицируемость;
-
контроль над ресурсом;
-
способность приносить будущие экономические выгоды;
-
срок полезного использования более 12 месяцев;
-
первоначальная стоимость может быть достоверно определена;
-
активы предназначены для использования в деятельности.
Формирование первоначальной стоимости НМА
Первоначальная стоимость НМА определяется на дату принятия его к бухгалтерскому...