Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приобретение доли и контроль за трансфертным ценообразованием

Юридическое лицо – резидент РБ (далее – предприятие «А»), уплачивающее налог на прибыль по ставке 18%, является одним из учредителей другого резидента РБ – ООО с долей в его уставном капитале, равной 60%. В свою очередь, ООО не освобождено от уплаты налога на прибыль и является одним из учредителей третьего лица – ОДО.

Решением участников ООО доля ООО в уставном капитале ОДО продается предприятию «А» – учредителю ООО по стоимости, соответствующей величине фактического вклада ООО в уставный капитал ОДО, которая равна 150 000 BYN. Сделка между ООО и предприятием «А» имеет в налоговом периоде разовый характер.

Распространяется ли на эту сделку налоговое регулирование в сфере трансфертного ценообразования в соответствии со ст. 301 НК?

Контроль, именуемый контролем трансфертного ценообразования, в соответствии с подп. 1.2 п. 1 ст. 301 НК осуществляется, в частности, по сделкам (если в течение налогового периода сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 100 000 BYN без учета косвенных налогов), совершенным с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом РБ (в т.ч. через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях) (абз. 6 подп. 1.2 п. 1 ст. 301 НК).

Таким образом, контроль трансфертного ценообразования по сделкам, совершенным с налоговым резидентом РБ, осуществляется в случае, если этот налоговый резидент:

а) является взаимозависимым лицом;

б) имеет право не исчислять и не уплачивать налог на прибыль.

Особо следует отметить, что названные выше условия для осуществления контроля трансфертного ценообразования должны выполняться одновременно, т.е. если хотя бы одно из условий не выполняется, то сделка не подлежит контролю.

Особо отметим, что для целей ст. 301 НК под товаром (работой, услугой) понимается товар, иное имущество, имущественные права, работа, услуга.

К какой из названных категорий активов следует относить долю в уставном капитале, ни гражданское, ни налоговое законодательство однозначно не регламентируют.

По мнению автора, долю в уставном капитале следует относить к имущественному праву. Действительно, реализация доли обуславливает переход этой доли от продавца к покупателю. При этом у покупателя появляется актив, обладая которым он может реализовать свои права в отношении имущества организации, участником которой он стал в результате приобретения доли. Эти права участник организации может реализовать, в частности, при продаже доли, при выходе из состава участников организации и получении имущества общества в порядке расчета за причитающуюся ему действительную стоимость доли.

В этой связи полагаем, что применительно к рассматриваемому случаю сделка купли-продажи доли подпадает под действие ст. 301 НК как сделка по реализации и приобретению имущественного права.

Предприятие «А» – покупатель доли ООО в уставном капитале ОДО и продавец доли (ООО) являются взаимозависимыми лицами, поскольку в соответствии со ст. 20 НК к отношениям, обуславливающим взаимозависимость физических лиц и (или) организаций, относятся, в частности, отношения, когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20%.

В рассматриваемом случае доля прямого участия покупателя в уставном капитале ООО составляет 60%, т.е. установленный ст. 20 НК критерий участия учредителя в уставном капитале организации для отнесения его к взаимозависимым лицам соблюдается.

Что касается второго условия для признания рассматриваемой сделки объектом контроля транс­фертного ценообразования, то здесь следует отметить следующее.

Контроль за трансфертным ценообразованием при определении налоговой базы осуществляется налоговыми органами только в отношении налога на прибыль (абз. 2 подп. 8.1 п. 8 ст. 301 НК).

Предприятие «А» – покупатель доли является плательщиком налога на прибыль, соответственно, оно исчисляет и уплачивает данный налог.

ООО – продавец доли также является плательщиком налога на прибыль, оно также исчисляет и уплачивает налог на прибыль по осуществляемым им сделкам.

Вместе с тем, как следует из буквального прочтения абз. 6 подп. 1.2 п. 1 ст. 301 НК, контролируемыми являются, в частности, сделки, совершенные с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом РБ, которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль. То есть контроль не распространяется на сделки с участием взаимозависимых лиц – резидентов, если каждый из участников сделки уплачивает налог на прибыль.

По мнению автора, это логично, поскольку повышение цены на реализуемый товар ведет к повышению прибыли продавца и понижению прибыли покупателя. И наоборот – понижение цены на товар ведет к понижению прибыли продавца, уменьшению затрат покупателя и, соответственно, уменьшению его потерь в части прибыли.

Иными словами, увеличение прибыли у одного участника сделки нивелируется аналогичными потерями у другого участника сделки. Соответственно, в такой ситуации можно говорить о нивелировании суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет в целом по осуществляемой сделке, что исключает необходимость контроля за участниками такой сделки.

Таким образом, по мнению автора, несмотря на то что юридические лица, участвующие в сделке, являются взаимозависимыми лицами и цена сделки без учета косвенных налогов превышает 100 000 BYN, налоговое регулирование в сфере трансфертного ценообразования на рассматриваемую сделку не распространяется по причине того, что оба участника сделки являются плательщиками налога на прибыль.

Ответ: Нет, не распространяется.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений