Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прием наличных и безналичных: новшества с полугодовой отсрочкой

Постановлением Совмина и Нацбанка от 29.12.2017 № 1040/17 (далее – постановление № 1040/17), которое вступит в силу с 07.07.2018 г., внесены существенные изменения в постановление Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16), регулирующее порядок использования в Беларуси кассового оборудования и платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Постановлением № 1040/17 в новой редакции изложено Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утв. постановлением № 924/16 (далее – Положение).

Новые технологии

Принятие постановления № 1040/17 прежде всего обусловлено внедрением новых технологий для расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Так, постановлением № 1040/17 предусмотрена возможность применения новой альтернативной кассовому аппарату технологии для приема субъектами хозяйствования наличных (банковских платежных карточек в случае расчетов в безналичной форме). В этих целях будет применяться программная кассовая система, с использованием которой будут осуществляться кассовые операции по приему денег и обеспечиваться передача данных в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО). Программная кассовая система представляет собой комплекс, включающий программные кассы, программно-аппаратные средства оператора программной кассовой системы и иные элементы, предназначенные для учета кассовых операций и взаимодействия с СККО (п. 2 Положения).

Одним из основных элементов программной кассовой системы будет являться программная касса, пред­ставляющая собой специализированное про­граммное обеспечение, с помощью которого будут выполняться кассовые операции при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Программная касса предоставляется субъектам хозяйствования операторами программных кассовых систем, в качестве которых могут выступать юридические лица РБ, которые соответствуют требованиям, определенным МНС, и заключили с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» договор о представлении информации в СККО (п. 18 Положения).

Постановлением № 1040/17 предусмотрено два варианта использования субъектами хозяйствования программной кассы:

1) путем размещения ее на электронных устройствах пользователей программной кассы (например, ноутбуки, планшеты и мобильные телефоны), соответствующих требованиям, предъявляемым оператором программной кассовой системы к таким электронным устройствам;

2) путем размещения ее в центре обработки данных оператора программной кассовой системы. В этом случае она будет использоваться субъектами хозяйствования:

– в виде специализированного программного обе­спечения, размещенного на вычислительных ресурсах оператора программной кассовой системы;

– посредством доступа в Интернете к функциям программной кассы с использованием средств иден­тификации.

С учетом специфики данного механизма на пользователей программных касс не распространяются требования по установке средств контроля, техобслуживанию, а также ведению книги кассира.

Программная касса будет предоставляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) оператором программной кассовой системы на основании заключенного договора (п. 20 Положения). Требования к программной кассовой системе, программной кассе, в т.ч. к обеспечению требуемого уровня защиты информации, а также сфера применения программных касс определяются МНС (п. 18 Положением). Оценка оператора программной кассовой системы, самой системы и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям будет проводиться комиссией, создаваемой МНС. При этом отдельные требования к программной кассе установлены в самом Положении (п.п. 20, 21 и 22), согласно которым программная касса:

– должна обеспечивать возможность совершения безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек, в т.ч. платежных систем Visa, MasterCard, «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки РБ;

– может использоваться юридическими лицами и ИП в соответствии с руководством пользователя, предоставленным оператором программной кассовой системы, после внесения сведений о ней в СККО и в соответствии со сферой ее применения.

При этом согласно п. 19 Положения при использовании программной кассы должны обеспечиваться в совокупности:

– контроль целостности и подлинности платежных документов и иных документов, формируемых при выполнении кассовых операций, путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием технологических сертификатов открытого ключа проверки подписи, изданных центром технологических цифровых сертификатов РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Непосредственно состав сведений платежного документа устанавливается в требованиях к программной кассе, определенных МНС (п. 23 Положения);

– формирование уникального идентификатора для оформляемых кассовых документов с использованием средств криптографической защиты информации;

– сквозная нумерация оформляемых кассовых документов.

Также предусмотрена возможность (при согласии покупателя) формирования и выдачи ему платежного документа в электронном виде, способ которого определяется оператором программной кассовой системы (п.23 Положения). Информация о таких операторах, программных кассовых системах и программных кассах, соответствующих определенным МНС требованиям, размещается на сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

Положением (п. 25) определен перечень случаев, при которых использование программных касс не допускается. К таковым отнесены следующие:

– сведения о программной кассе, а также наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ИП, использующих ее, не внесены в СККО;

– используемая программная касса не соответствует сфере применения, определенной МНС;

– программная касса предоставлена юридическим лицом, не являющимся оператором программной кассовой системы;

– программная касса не соответствует требованиям, определенным МНС;

– программная касса не обеспечивает формирование уникального идентификатора для оформляемых кассовых документов;

– программная касса не обеспечивает наличие в платежном документе сведений, установленных в требованиях к программной кассе, определенных МНС;

– место установки программной кассы, наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ИП, использующих ее, не соответствуют информации, содержащейся в СККО;

– оператор программной кассовой системы использует при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг программную кассу, входящую в состав его программной кассовой системы;

– программная касса, используемая в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, не обеспечивает дифференцированный учет;

– программная касса формирует платежный документ, в котором дата и время оплаты товара (работы, услуги) указаны с отклонением от астрономического времени более чем на 3 минуты.

Особенности использования специальных компьютерных систем

Положением в главе 4 предусмотрены особенности использования специальных компьютерных систем (далее – СКС) при приеме денежных средств, а также установлены обязательные требования к СКС в части формирования платежных документов, регистрации и накопления информации о выполненных кассовых операциях, хранения информации о выполненных кассовых операциях, целостности и сохранности информации при ее передаче, приеме, обработке, учете и хранении. Так, СКС используется для приема денег в случаях, определенных актами Президента, а также при:

– проведении электронных интерактивных игр ор­ганизаторами электронных интерактивных игр;

– оказании услуг железнодорожного транспорта по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа поездами (в т.ч. в прямом смешанном сообщении), а также связанных с такими перевозками продажах товаров и (или) оказании иных услуг, если стоимость таких товаров и (или) услуг включена в стоимость проездного документа (билета) или непосредственно связана с процедурой его оформления;

– оказании услуг электросвязи государственными организациями, подчиненными Минсвязи и информатизации;

– оказании услуг организациями автомобильного транспорта при продаже билетов на автоперевозки пассажиров в регулярном сообщении;

– оказании услуг воздушного транспорта по перевозке пассажиров, багажа, грузов, а также при продажах товаров и (или) оказании иных услуг, если стоимость таких товаров и (или) услуг включена в стоимость проездного документа (билета), а также при оказании услуг, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов воздушным транспортом (п. 27 Положения).

При этом СКС должна обеспечивать формирование платежных документов (проездных документов (билетов), регистрацию и накопление информации о выполненных кассовых операциях, хранение информации о выполненных кассовых операциях в течение не менее 3 лет, а также целостность и сохранность информации при ее передаче, приеме, обработке, учете и хранении. В иных сферах использование СКС не допускается. Кроме того, запрещено применение СКС в случаях, если эта система:

– не обеспечивает наличие в платежном документе (проездном документе (билете) необходимой информации. К такой информации относится наименование продавца, учетный номер плательщика, адрес места нахождения продавца, порядковый номер платежного документа (проездного документа (билета), дата и время проведения кассовой операции, а также сумма оформляемой кассовой операции (ч. 1 п. 28 Положения);

– формирует платежный документ (проездной документ (билет), в котором дата и время оплаты товара (работы, услуги) указаны с отклонением от астрономического времени более чем на 3 минуты (п. 29 Положения).

Также с учетом исключения из п. 2 постановления № 924/16 подп. 2.7 СКС не требуется подключать к СККО.

Пунктом 28 Положения предусмотрены требования к формируемому СКС суточному (сменному) отчету (Z-отчет), который должен содержать следующую информацию: наименование продавца; УНП; порядковый номер записи; номер, дату и время распечатки суточного (сменного) отчета; наименование распечатываемого документа; сумму и количество служебных внесений наличных денежных средств; сумму и количество служебных выдач наличных; сумму и количество возвратов денег; сумму и количество аннулирований денежных средств; количество оформленных за смену (сутки) платежных документов (проездных документов (билетов); сумму продаж по каждой форме оплаты; итог продаж по каждой смене.

Исключение по наличию обязательной информации, которая должна отображаться в платежном документе (проездном документе (билете) и суточном (сменном) отчете (Z-отчете) предусмотрены только для СКС, используемой ГО «Белорусская железная дорога». Это исключение вызвано наличием установленного образца проездных документов и квитанций, оформляемых на бланках АСУ «Экспресс» в соответствии с положениями «Технологического процесса эксплуатации межгосударственной АСУ «Экспресс» государств – участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики».

Изменения с учетом практики применения постановления № 924/16

Принятие постановления № 1040/17 также обусловлено необходимостью корректировки положений постановления № 924/16 с учетом практики его применения.

1. Для оперативного выявления возможных проблем в функционировании кассового оборудования, подключенного к СККО, либо в функционировании каналов связи между данным оборудованием и этой системой, а также для устранения выявленных проблем в Положение включена норма (п. 8), согласно которой в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денег, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денег за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО, юридические лица и ИП не позднее следующего рабочего дня уведомляют об этом РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

2. Урегулированы отдельные вопросы, связанные с оплатой товара (работы, услуги) с использованием подарочного сертификата, абонемента, иного документа на предъявителя, удостоверяющего право лица, его представившего, на получение товаров (работ, услуг). В этом случае при оплате товара (работы, услуги) на сумму, эквивалентную номиналу такого документа, расчеты проводятся с использованием кассового оборудования с указанием признаков такой оплаты (п. 4 Положения).

3. Постановлением № 1040/17 изменены требования к центрам техобслуживания (ЦТО), в которых кассовые аппараты подлежат техобслуживанию и ремонту. После вступления постановления № 1040/17 в силу таковыми могут быть юридические лица или ИП, заключившие договор с производителем (поставщиком) кассовых аппаратов, в т.ч. совмещенных с таксометрами, билетопечатающих машин на оказание услуг по тех обслуживанию и ремонту кассового оборудования. Напомним, что согласно действующей редакции постановления № 924/16 юридическому лицу или ИП для этих целей необходим сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия РБ на оказание услуг по техобслуживанию и ремонту кассового оборудования.

4. Урегулированы действия кассира при невозможности снятия суточного (сменного) отчета (Z-отчета) в случае, когда книга кассира не ведется. В этом случае составляется акт о неисправности кассового оборудования, в котором указывается сумма денег, принятых с использованием этого оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности (п. 9 Положения).

5. Введена обязанность ведения юридическими лицами и ИП, осуществляющими продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, использовать кассовый аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси (п. 10 Положения). Под дифференцированным учетом понимается автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и ИП информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах (п. 2 Положения).

6. Уточнен порядок ведения книги кассира (п. 16 Положения). Так, с учетом внесенных изменений указанная книга: заполняется кассиром только в дни использования кассового аппарата; заверяется только подписями руководителя юридического лица, лица, осуществляющего руководство бухучетом, и не заверяться печатью юридического лица.

7. Дополнены случаи, когда использование кассового аппарата не допускается (п. 17 Положения). К ним также будут относиться следующие:

– в месте установки кассового аппарата отсутствует книга кассира, когда ее наличие там обязательно, и (или) нарушен установленный порядок ее заполнения;

– место установки кассового аппарата с установленным СКНО, наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ИП, использующих его, не соответствуют информации, содержащейся в СККО;

– кассовый аппарат, используемый в торговом объекте с торговой площадью 650 м2 и более, не обеспечивает дифференцированный учет;

– кассовый аппарат формирует платежный документ, в котором дата и время оплаты товара (работы, услуги) указано с отклонением от астрономического времени более чем на 3 минуты (в настоящее время такое отклонение может составлять 5 минут).

8. Уточнены требования к автоматическим элект­ронным аппаратам, торговым автоматам (далее – автомат): на размещаемой на автомате табличке не требуется указание информации о наименовании налогового органа, зарегистрировавшем встроенный в него кассовый аппарат, если этот аппарат с установленным СКНО (п. 32 Положения); не допускается использование автомата, если после установки в него кассового аппарата с СКНО оно неисправно или отключено (п. 33 Положения).

Кроме того, уточнено, что юридические лица и ИП, использующие автоматы, должны обеспечивать раз­дельный учет принятых наличных, изымаемых из автомата, в разрезе каждого автомата (п. 34 Положения).

9. Скорректирован перечень случаев, когда юридические лица и ИП вправе принимать наличные при продаже товаров (работ, услуг) и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов. Так, после вступления в силу постановления № 1040/17 юридические лица и ИП могут принимать наличные при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в следующих случаях: модернизации кассовых аппаратов для обеспечения возможности установки СКНО при невозможности его замены на исправные кассовые аппараты (подп. 35.2 п. 35 Положения); сдачи внаем (поднаем) жилых помещений (за исключением жилых помещений в гостиницах, санаториях, домах (базах) отдыха, оздоровительных центрах (комплексах), домах охотника), садовых домиков, дач, в т.ч. для краткосрочного проживания (подп. 35.21 п. 35 Положения).

Напомним, что сейчас возможность принимать деньги без использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов есть только при оказании юридическими лицами и ИП услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче внаем квартир. После вступления в силу постановления № 1040/17 обязанность применять кассовое оборудование и (или) платежные терминалы появится у юридических лиц и ИП в случаях:

– оказания ИП, являющимися плательщиками единого налога с ИП и иных физических лиц, услуг по использованию платных туалетов;

– организации общепита в объектах общепита, расположенных в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах – училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях;

– осуществления розничной торговли медтехникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов.

Право принимать деньги без использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов останется у госорганизаций здравоохранения или их структурных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки, только при осуществлении ими розничной торговли лекарственными средствами (подп. 35.8 п. 35 Положения).

Также уточнено, что кассовое оборудование и (или) платежные терминалы должны будут применяться при продаже товаров юридическим лицам и ИП в случае, когда такая продажа осуществляется в розничных торговых объектах, а также в торговых объектах, осуществляющих оптовую продажу товаров юридическим лицам и ИП (подп. 35.22 п. 35 Положения). Согласно подп. 31.21 п. 31 Положения в действующей редакции такая обязанность есть у субъектов хозяйствования при продаже ими товаров юридическим лицам и ИП в торговых объектах, магазинах-складах.

Также кассовое оборудование может не применяться при эксплуатации детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машин), оснащенных одним или несколькими устройствами для приема наличных денежных средств, с выигрышем призов без денежного выигрыша (подп. 35.23 п. 35 Положения) на основании подп. 31.22 п. 31 Положения в действующей редакции такое право есть и у субъектов хозяйствования при эксплуатации детских развлекательно-призовых аппаратов (кран-машина), оснащенных купюроприемником, с выигрышем призов без денежного выигрыша.

Постановлением № 1040/17 установлено (п. 41 Положения), что юридические лица и ИП вправе принимать наличные при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и осуществлении лотерейной деятельности без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях, указанных в этой же главе Положения, при условии, если этими юридическими лицами и ИП не зарегистрирован в налоговом органе кассовый аппарат или не используется кассовый аппарат с установленным СКНО, программная касса в случаях, перечисленных в п. 35 Положения.

10. Пунктом 37 Положения определены случаи, когда юридические лица и ИП, принимающие наличные (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов, обязаны оформлять в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

По сравнению с п. 32 Положения в действующей редакции к таким случаям после вступления в силу постановления № 1040/17 будут дополнительно относиться:

– ремонт кассового оборудования или при временном отсутствии электроэнергии, если стоимость составляет либо превышает 1 базовую величину (БВ) (подп. 35.1 п. 35 Положения);

– модернизация кассовых аппаратов для обеспечения возможности установки СКНО при невозможности его замены на исправные кассовые аппараты, если стоимость составляет либо превышает 1 БВ (подп. 35.2 п. 35 Положения);

– осуществление розничной торговли товарами в объектах бытового обслуживания населения (за исключением таких объектов, предназначенных для техобслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств), расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью работников не более трех (подп. 35.17 п. 35 Положения).

Постановление № 1040/17 вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования (опуб­ликовано в НРПА 06.01.2018 г.), т.е. с 07.07.2018 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений