Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Презумпция против минимизации: — как изменится «лжепредпринимательский» Указ № 488

Фото: Fotolia / yanlev

Бизнес-союзы давно добиваются отмены Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» и декриминализации экономических преступлений в уголовном законодательстве. Теперь есть вероятность удовлетворения значительной части их просьб.

В конце прошлого года Совет по развитию предпринимательства направил в Администрацию Президента записку с анализом практики применения Указа № 488 и выводом о необходимости его корректировки в целях обеспечения защиты добросовестных субъектов хозяйствования, ограничения срока ретроспективного применения его норм, а также обеспечения реализации принципа презумпции невиновности субъектов при проведении проверок.

Теперь проект изменений, подготовленный рабочей груп­пой, в которой участвовали представители исполнительной и судебной власти, органов госконтроля и делового сообщества, опубликован на сайте Совета для публичного об­суждения.

Проект сохраняет основания включения субъектов хозяйствования в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, порядок ведения реестра и исключения из него. Однако теперь предоставление недостоверных ин­фор­мации и документов, под­тверждающих наличие одного или нескольких оснований включения юрлиц и ИП в реестр, необоснованное включение их в реестр при отсутствии на то оснований, нарушение должностным лицом налогового органа или органа финансовых расследований Комитета госконтроля порядка и сроков принятия решений грозит чиновникам дисциплинарной ответственностью вплоть до освобождения от занимаемой должности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Изменится порядок признания первичных учетных документов не имеющими юридической силы. Во-первых, это возможно, если у контролирующего или правоохранительного органа будут доказательства, опровергающие факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции с субъектом предпринимательской деятельности, включенным в реестр. Во-вторых, если фактически приобретение или реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав действительно происходили, нельзя будет признать первичные учетные документы не имеющими юридической силы только из-за нерасположения компании по месту нахождения, указанному в учредительных документах (месту жительства, указанному в свидетельстве о госрегистрации ИП), деятельности в помещениях, не принадлежащих компании на законных основаниях, использования торговых посредников или если от имени компании (ИП) фактически действует не уполномоченное лицо или такому лицу были переданы печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты компании (тем более что использование печати теперь согласно Декрету № 7 необязательно).

Также контролирующие ор­ганы не смогут признать не имеющими юридической силы первичные учетные документы по операциям, оформленным до включения организации или ИП в реестр, за исключением случаев признания сделки недействительной в судебном порядке, но не более чем за 5 лет, предшествующих включению этого лица в реестр. Соответственно доначислить и уплатить налоги контролеры будут предлагать только за период не более чем 5 лет, предшествующих дате составления извещения.

Это лучше, чем ныне действующий бессрочный порядок, но 5 лет – тоже немалый срок. Несколько изменится порядок налогообложения хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными докумен­тами.

Так, планируется уточнить, что сумма расходов, подлежащих возмещению комитентом комиссионеру в размере стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, не будет учитываться при налогообложении у комитента, а сумма средств, перечисленных (подлежащих перечислению) подрядчиком субподрядчику в оплату работ, оформленных как выполненные для подрядчика субподрядчиком, – у подрядчика. Стоимость работ, оформленных как выполненные для подрядчика суб­подрядчиком, у первого будет включаться в налоговую базу по НДС и в выручку, если эта стоимость включена подрядчиком в цену работ или возмещается заказчиком отдельно. Кроме того, уплаченные ранее плательщиком налоги, исчисленные на основании первичных учетных документов, при­знанных контролирующим ор­ганом не имеющими юридической силы, будут учитываться при налогообложении в прежнем порядке (т.е. стоимость приобретения товаров (работ, услуг) не включается в затраты, учитываемые при налогообложении, а «входной» НДС не вычитается и не включается в состав затрат и внереализационных расходов) с учетом перечисленных дополнительных требований.

Налоговая база и момент фактической реализации, как и ранее, будут определяться исходя из сведений, указанных в первичных учетных документах, которыми оформлены эти хозяйственные операции. Но данные нормы не будут применяться в случае установления иных фактических обстоятельств совершения таких операций, влияющих на определение налоговой базы и исчисление налогов, а также при наличии у юрлица (ИП) первичных учетных документов, имеющих юридическую силу, подтверждающих законность совершения хозяйственных операций с субъектом, включенным в реестр.

Период, в течение которого оформленные первичные учет­ные документы являются не имеющими юридической силы, как и прежде, при составлении заключения будут определяться Департаментом финансовых расследований КГК на основании имеющихся у него сведений и документов, но не ранее включения субъекта в реестр, а в случае признания сделки недействительной в судебном порядке – не более чем за 5 лет, предшествующих вклю­чению субъекта в реестр. При этом заключения будут оперативно размещаться на сайте КГК.

Проектом предусматривается, что юрлица и ИП вправе на основании извещения органа финансовых расследований обложить налогами операции с лицом, включенным в реестр. Такое самостоятельное налогообложение позволит компании избежать уплаты пени, а его руководителям – штрафов.

По-видимому, следует считать послаблением, что при­знание документов не имеющими юридической силы не будет служить основанием для привлечения к административной ответственности за приобретение, хранение, использование в производстве, тран­спортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка, т.е. без наличия соответствующих сопроводительных документов, или при наличии не соответствующих действительности документов.

Обжаловать заключение смогут не только субъекты хозяйствования, в отношении которых оно вынесено, но и их контрагенты.

В случаях неисполнения извещения в 20-дневный срок или подачи на него возражений орган финансовых расследований получит право назначить и провести проверку юридического лица или ИП либо направить заверенную гербовой печатью Департамента копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (ИП), совершившем сде­л­ки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки.

Как и ранее, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что субъекты предпринимательской деятельности, включенные в реестр, фактически не осуществляли хозяйственные операции, по которым им поступала либо ими осуществлялась оплата, вся сумма полученных денег и (или) стоимость иного имущества признаются внереализационным доходом, в т.ч. в случае отсутствия у проверяемого субъекта документов бухгалтерского учета и (или) других документов, связанных с налогообложением. Однако эта норма не будет применяться, если суд признает средства, поступившие субъекту, включенному в реестр, доходом физического лица и эти суммы будут предъявлены ко взысканию.

Совмину планируется поручить при подготовке проекта закона, предусматривающего кор­ректировку Уголовного кодекса, проработать вопрос о возможности освобождения от уголовной ответственности лиц, впер­вые совершивших преступления, предусмотренные ст. 231 (уклонение от уплаты таможенных платежей) и ст. 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) УК, в случае, если они полностью возместили причиненный ущерб и (или) уплатили доход, полученный преступным путем. Кроме того, правительству предстоит разработать вопрос совершенствования мер уголовной ответственности за незаконную пред­принимательскую деятельность и лжепредпринимательство с учетом практики применения ст. 233 (незаконная предпринимательская деятельность), ст. 234 (лже­предпринимательство) и ст. 243 УК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by