Прежде чем повысить, нужно сэкономить
Кроме традиционного повышения оплаты труда в бюджетной сфере путем увеличения тарифной ставки первого разряда, привычным для нашей страны стало и ежегодное принятие нормативного правого акта, разрешающего бюджетным и приравненным к ним организациям направлять на увеличение зарплаты сэкономленные средства.
Первое в текущем году нам обещано два раза – с 1 мая и с 1 сентября, причем по майскому повышению уже издан соответствующий документ (подробнее см. «ЭГ» № 24 от 02.04.2019 «С 1 мая тарифную ставку поднимут на 2,5%»).
Что касается второго, то такие документы, в названии которых упоминаются меры по совершенствованию оплаты труда, принимаются в Беларуси, как минимум, начиная с 2014 г. Они однотипны и в принципе предусматривают один и тот же комплекс мер (с незначительными вариациями), которые можно свести к известной фразе: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Иначе говоря, руководителям бюджетных организаций и иных организаций, работники которых приравнены по оплате труда к бюджетникам (далее – бюджетные организации), дается право установить повышающие коэффициенты к тарифной ставке (окладу) (далее – повышающие коэффициенты) для расчета зарплаты своих работников за счет бюджетных средств, высвободившихся в результате оптимизации структуры и численности работников этих организаций, а также экономии иных бюджетных средств, предусмотренных на их функционирование, но в пределах средств по бюджетной смете расходов, за исключением расходов на оплату коммунальных услуг (по газу, тепловой и электроэнергии) и капитальных расходов (далее – экономия бюджетных средств).
Не стал исключением и текущий год. Постановлением Совмина от 10.04.2019 № 232, вступившим в силу с 13 апреля 2019 г., предусмотрено право руководителям бюджетных организаций вводить повышающие коэффициенты к рассчитанным в установленном порядке тарифным ставкам (окладам) своих работников для определения размера дополнительного повышения их зарплаты. При этом размер такого увеличения, рассчитанный с применением повышающего коэффициента, не участвует в формировании тарифной ставки (оклада), не образует повышения, формирующего ставку (оклад) работника, и не учитывается при исчислении надбавок, доплат и премий.
Постановлением № 232 предусмотрен и порядок определения экономии бюджетных средств: за I квартал и I полугодие 2019 г. она определяется нарастающим итогом как разница между бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на соответствующий период на 1 апреля и 1 июля 2019 г., и произведенными расходами за соответствующий истекший период.
В свою очередь, экономия бюджетных средств за 9 месяцев 2019 г. и IV квартал 2019 г. определяется как разница между годовыми бюджетными ассигнованиями на 1 октября 2019 г. и ожидаемыми расходами за 2019 г. При этом ожидаемые расходы за 2019 г. рассчитываются как сумма произведенных расходов за 9 месяцев 2019 г. и ожидаемых расходов за IV квартал 2019 г.
Повышающие коэффициенты для расчета зарплаты устанавливаются на очередной квартал в пределах экономии бюджетных ассигнований, рассчитанной указанным выше способом, локальными правовыми актами:
– республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных правительству, других госорганов и НАН Беларуси по согласованию с Минтруда и соцзащиты и Минфином;
– Мингорисполкома и облисполкомов;
– рай- и горисполкомов по согласованию с облисполкомами.
Но кто бы не утверждал повышающие коэффициенты, конкретные их размеры для своих работников будут определять руководители бюджетных организаций.