Представительские расходы целесообразно обозначить
Нужно ли было организации в учетной политике на 2019 г. прописывать состав представительских расходов с учетом того, что данные расходы с 01.01.2019 являются нормируемыми?
Состав представительских расходов целесообразно прописать в учетной политике.
Еще в 2011 г. письмом № 05-1-26/8781 Минфин разъяснило, что организации вправе самостоятельно определять перечень расходов на представительские цели, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Документом, определяющим такой перечень, может быть локальный нормативный акт, принятие которого осуществляется в рамках учетной политики организации.
Справочно. Дополнительно вопросы бухгалтерского и налогового учета представительских расходов разъяснены письмами № 2-2-10/012382 и № 15-1-17/3113.
Письмо № 2-2-10/01238 разъясняет, что к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления плательщика, кроме исполнительных органов, и приводит примерный перечень представительских расходов:
- проживание в гостиницах;
- питание (завтрак, обед, ужин, кофе-паузы);
- транспортные услуги;
- проведение официального приема лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
- культурные мероприятия;
- оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
- приобретение и (или) изготовление сувениров, продукции с символикой своего предприятия, цветов для лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
- аренду помещения для проведения представительских мероприятий.
В письме указано, что данный перечень не является закрытым, и в состав представительских расходов могут быть включены и иные обоснованные и документально подтвержденные расходы.
Также отмечено, что при рассмотрении вопроса об отнесении расходов по проведенному представительскому мероприятию в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, следует исходить из их необходимости в процессе осуществления предпринимательской деятельности, проведение таких мероприятий должно быть направлено на развитие, расширение, сохранение стабильности осуществляемой предпринимательской деятельности, привлечение новых контрагентов. При этом не имеет значения, достигнуты ли в ходе проведения представительских мероприятий соглашения и заключены ли договоры.
Особое внимание следует обратить на нормы подп 2.5 п. 2 ст. 171 НК4. В 2019 г. к нормируемым затратам в составе прочих затрат относятся представительские расходы.
При этом совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих затрат не может превышать 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов, указанных в подп. 3.18 п. 3 ст. 174 НК (доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом. – Прим. авт.), с учетом НДС (для банков – от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст. 176 НК, за вычетом доходов, относящихся в соответствии с НК ко внереализационным доходам, кроме сумм доходов, указанных в подп. 3.18 п. 3 ст. 174 НК) (п. 3 ст. 171 НК).
Перечень представительских расходов НК не определен, и его целесообразно закрепить в учетной политике, т.к.:
– во-первых, знать, что такое представительские расходы, нужно не только для целей налогового учета. От правильной классификации зависят и бухгалтерский учет, и налоги от фонда оплаты труда. Если расходы не будут признаны представительскими, то соответствующие хозяйственные операции могут быть расценены как подарок (материальная помощь) с соответствующим налогообложением, и т.п.;
– во-вторых, для целей налогового учета по налогу на прибыль можно включать в затраты не просто 1% от выручки. Прочие нормируемые затраты можно признавать затратами только по закрытому перечню, определенному п. 2 ст. 171 НК, куда входят в т.ч. представительские расходы. А чтобы понять, что именно у организации относится к представительским расходам, в учетной политике целесообразно предусмотреть соответствующий перечень.
1Письмо Минфина от 21.01.2011 № 05-1-26/878 «Расходы на представительские цели организации определяют сами».
2Письмо МНС от 11.07.2017 № 2-2-10/01238 «О представительских расходах» (далее – письмо № 2-2-10/01238).
3Письмо Минфина от 25.08.2017 № 15-1-17/311 об отражении в бухгалтерском учете расходов организации на приобретение бутилированной воды (далее – письмо № 15-1-17/311).
4Налоговый кодекс (в ред. Закона от 30.12.2018 № 159-З) (далее – НК).