Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правовое регулирование игорного бизнеса

Фото: РИА Новости / Сергей Пивоваров

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь подготовило и вынесло на обсуждение заинтересованных проект постановления, предусматривающий существенную корректировку правового регулирования игорного бизнеса. Такой шаг обусловлен тем, что в 2019 году нашей стране предстоит пройти определенный тест на соответствие стандартам ФАТФ национальной системы по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Этот «экзамен» будет сдаваться в ходе второго раунда программы взаимной оценки со стороны государств – членов Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Проект постановления так и называется «Об изменении постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросам правового регулирования игорного бизнеса». Он призван привести определенные акты законодательства в соответствие с Указом от 07.08.2018 № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса» (далее – Указ № 305). Проект подготовлен во исполнение Плана мероприятий по реализации Указа № 305, а также с целью совершенствования субъектами хозяйствования в своих игорных заведениях организации эффективной системы внутреннего контроля, которая обеспечивала бы недопущение умышленного или невольного вовлечения организаторов азартных игр в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности, распространения оружия массового поражения.

Проект постановления МНС предусматривает следующие корректировки:

1. Постановления МНС от 26.04.2013 № 14 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (далее – постановление № 14) в части:

1) исключены подп. 1.15 п. 1 постановления № 14 и приложения 14 – 16 к этому постановлению (в связи с тем, что п. 5 Указа № 305 с 01.04.2019 предусмотрена отмена административной процедуры по обязательной регистрации налоговыми органами общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида и выдача соответствующих свидетельств, и с 25.03.2019 налоговые органы прекращают прием документов и сведений, представляемых организаторами азартных игр для регистрации налоговыми органами общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес каждого вида объектов);

2) вносятся необходимые редакционно-технические корректировки в подп. 1.16 п. 1 и приложение 1 к постановлению № 14 с учетом новой терминологии и нового понятийного аппарата, предусмотренных Указом № 305, а также требований иных актов законодательства.

2. Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр, утв. постановлением МНС от 16.09.2016 № 27 (далее – Инструкция № 27), в которой:

1) расширен и уточнен перечень критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций (п. 15 Инструкции № 27), в т.ч. дополнен новыми:

– хранение участником финансовой операции в течение 3-х и более месяцев денежных средств на игровом счете без фактического участия в азартных играх (при организации и (или) проведении азартных игр посредством виртуального игорного заведения);

– несоответствие финансовых операций, совершаемых их участником, источникам и размерам его дохода или экономической ситуации в стране;

2) уточнены нормы п. 19 Инструкции № 27 в части:

журнал учета сведений о финансовых операциях должен вестись в каждом игорном заведении организатора азартных игр, а также по каждому виртуальному игорному заведению организатора азартных игр;

3) конкретизированы нормы п.п. 23, 26 Инструкции № 27 в части использования терминологии, предусмотренной Указом № 305;

4) внесено дополнение, в соответствии с которым организаторы азартных игр в целях управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, будут не только разрабатывать и реализовывать процедуры управления такими рисками, но и проводить самооценку вовлеченности в проведение подозрительных операций.

От редакции: в силу ч. 1 ст. 5 Закона от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З, Закон) внутренний контроль осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода.

Закрепление в Законе требования по использованию риск-ориентированного подхода обусловлено необходимостью выполнения положений рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В частности, риск-ориентированному подходу посвящена Рекомендация 1 ФАТФ, в которой говорится о том, что странам сначала следует определять и оценивать риски отмывания денег и финансирования терроризма, а затем принимать меры по устранению этих рисков. При этом принимаемые меры должны соответствовать выявленным рискам (высоким, низким). Кроме того, исходя из смысла данной Рекомендации, страны должны требовать, чтобы субъекты хозяйствования, относящиеся к лицам, осуществляющим финансовые операции, также определяли, оценивали и принимали меры по снижению собственных рисков отмывания денег и финансирования терроризма.

Самооценка вовлеченности в проведение подозрительных операций будет проводиться организаторами азартных игр по мере необходимости, но не реже 1 раза в течение календарного года с использованием таких показателей, как:

– коэффициент (в %) вовлеченности организатора азартных игр в проведение подозрительных финансовых операций его клиентами;

– величина (в %) удельного веса клиентов с высокой степенью риска,

а также иных показателей, определенных организатором азартных игр (п. 7 Инструкции № 27).

Результаты проведенной организатором азартных игр самооценки вовлеченности в проведение подозрительных операций, в т.ч. будут являться основанием для пересмотра степени риска работы с клиентом, а также критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, предусмотренных в правилах внутреннего контроля (п.п. 14, 16 Инструкции № 27).

Функции по организации проведения самооценки вовлеченности в проведение подозрительных операций возлагаются на ответственное должностное лицо организатора азартных игр (п. 35 Инструкции № 27).

От редакции: Схожий по сути подход к проведению самооценки вовлеченности в проведение подозрительных операций предусмотрен в постановлении Правления Нацбанка от 24.12.2014 № 818 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно- финансовыми организациями, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь».

В соответствии с абз. 9 ч. 1 ст. 6 Закона № 165-З при осуществлении внутреннего контроля лица, осуществляющие финансовые операции, в соответствии с законодательством обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению бенефициарных владельцев клиентов, достаточные для того, чтобы считать, что лицу, осуществляющему финансовые операции, известно, кто является бенефициарным владельцем клиента.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 165-З под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое является собственником имущества клиента либо владеет не менее чем 10% акций (долей в уставном фонде, паев) клиента-организации, либо прямо или косвенно (через третьих лиц), в конечном итоге, имеет право или возможность давать обязательные для клиента указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать его действия. Аналогичное по сути определение указанного термина содержится и в терминологии ФАТФ.

Таким образом, принимая во внимание понятийный аппарат Закона № 165-З, рекомендаций ФАТФ, термин «бенефициарный владелец» применим не только к организациям, но и к физическим лицам, поскольку их действия могут контролироваться со стороны иных физических лиц.

Следовательно, применительно к сфере игорного бизнеса требуется определять бенефициарных владельцев участников азартных лиц (физических лиц). Это означает, что при осуществлении внутреннего контроля организаторы азартных игр обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению бенефициарных владельцев участников азартных игр, достаточные для того, чтобы считать, что организатору азартных игр известно, кто является бенефициарным владельцем участника азартных игр;

5) В целях обеспечения соблюдения требований Закона от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», рекомендаций ФАТФ в части принятия мер, направленных на выполнение требований по выявлению бенефициаоных владельцев клиентов – физических лиц и подготовку сектора игорного бизнеса к проведению международной оценки антиотмывочной системы:

– в п. 13 Инструкции № 27 внесены корректировки, предусматривающие обязанность организаторов азартных игр заполнять анкету расширенной формы, включающую, в т.ч. сведения о представителях, лицах, способных прямо и (или) косвенно (через иных лиц) определять (оказывать влияние на принятие) решения физического лица, о лицах, на принятие решений которыми физическое лицо оказывает такое влияние (при наличии), а также сведения об источниках происхождения денежных средств клиентов.

В обязательном порядке анкета расширенной формы должна будет заполняться по клиентам, работа с которыми оценивается организатором азартных игр по высокой степени риска, связанного с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения. Кроме того, предусмотрена возможность заполнения анкеты расширенной формы по решению ответственного должностного лица организатора азартных игр, а также по иным основаниям, предусмотренным правилами внутреннего контроля организатора азартных игр.

3. Постановления МНС от 27.12.2016 № 33 «О порядке внесения сведений в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, ведения и доведения его до сведения организаторов азартных игр, а также предоставление доступа к нему» (далее – постановление № 33) в части:

1) определен порядок внесения ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» (далее – мониторинговый центр) в перечень сведений о временном ограничении физических лиц в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на основании определения суда о принятии или отмене в отношении физического лица меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения такого посещения в порядке, установленном гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

От редакции: Пунктом 15 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, утв. Указом № 305, определено, что физическое лицо, являющееся должником, может быть ограничено в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на основании определения суда о принятии в отношении физического лица меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения в порядке, установленном гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. Также предусмотрена обязанность суда направлять копии вступивших в законную силу определений суда о принятии или отмене в отношении физического лица данной меры в мониторинговый центр для включения соответствующих сведений в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх (далее – перечень).

В настоящее время порядок внесения мониторинговым центром в перечень сведений о временном ограничении физических лиц в посещении игорных заведений на основании определений суда Инструкцией о порядке внесения сведений в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, ведения и доведения его до сведения организаторов азартных игр, а также предоставления доступа к нему, утв. постановлением №33, не предусмотрен.

В связи с необходимостью определения вышеуказанного порядка и изменением используемой терминологии Инструкция о порядке внесения сведений в перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, ведения и доведения его до сведения организаторов азартных игр, а также предоставления доступа к нему, утв. постановлением №33, изложена в новой редакции.

Учитывая, что основные положения Указа № 305 вступят в силу с 01.04.2019, п. 2 проекта постановления предусмотрено вступление в силу положений, касающихся приведения проекта постановления в соответствие с Указом № 305, также с 01.04.2019.

Кроме того, в проект внесены редакционно-технические изменения, в части приведения корректируемых постановлений в соответствии с Законом «О нормативных правовых актах». Вступление в силу указанных положений предусмотрено с 01.02.2019.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by