Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правоприменительная практика: статья 33 НК

Галина Ковалева

Практикой применения в 2019 году норм ст. 33 НК в части корректировки налоговой базы с налогоплательщиками поделилась Галина Ковалева – заместитель начальника главного управления организации контрольной деятельности МНС в рамках одной из специализированных конференций, организованных налоговым ведомством.

Новацией НК-2019 в контрольной деятельности стали нормы ст. 33, которые предусматривают корректировку налоговой базы и суммы подлежащей уплате налогов при наличии информации об искажении плательщиком сведений о фактах совершения хозяйственных операций.

Похожие подходы присутствуют в налоговом законодательстве многих стран.

При разработке ст. 33 НК основными задачами были определены:

  • совершенствование подходов по пресечению налоговых схем незаконной налоговой оптимизации, т.е. минимизации;
  • реализация принципа неотвратимости наказания;
  • минимизация имевших место негативных последствий для добросовестных плательщиков в период действия Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

Справочно: Указом от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» с 01.01.2019 признан утратившим силу Указ № 488.

 

Правоприменительная практика 2019 года

Массового применения норм ст. 33 НК нет.

В 2019 г. положения ст. 33 НК применялись только после согласования с МНС, данную практику планируется продолжить и в 2020 г.

За 11 месяцев 2019 г. для согласования в МНС поступило 33 материала проверок и 29 уведомлений, направленных плательщикам в рамках камерального контроля.

Из них МНС согласовано соответственно 58% или 19 актов проверок и 28% или 8 уведомлений на добровольную корректировку и уплату.

Предъявлено налоговых обязательств на сумму 5 млн. руб., предотвращен возврат НДС фактически на 2 млн. руб.

В досудебном порядке указанные материалы не обжаловались.

Основные нарушения:

– отражение в учете хозяйственных операций, которые фактически не осуществлялись и оформлялись документами с целью минимизации сумм налогов, путем завышения затрат и вычетов НДС;

– получение наличных денежных средств для собственного обогащения и выплаты заработной платы в конвертах.

 

Проверка благонадежности контрагента

Всем субъектам хозяйствования МНС рекомендует руководствоваться принципом должной осмотрительности.

Для проверки благонадежности, деловой репутации своих контрагентов можно воспользоваться электронной услугой, предоставляемой РУП «Национальный центр электронных услуг» посредством единого портала электронных услуг государственной автоматизированной системы

Проверить репутацию контрагента, оценить его деловой имидж стало возможно благодаря новой электронной услуге «Сведения для проверки благонадежности деловой репутации».

Доступ осуществляется интерактивно через глобальную компьютерную сеть.

Стоимость услуги составляет 0,42 руб. за одного проверяемого контрагента.

* * *

На официальном сайте МНС создан баннер «Примеры корректировки налоговой базы, применяемой налоговыми органами». В настоящее время размещено три примера. Информация по мере наработки правоприменительной практики будет актуализироваться.

 

Условия ведения честного бизнеса

Нормы ст. 33 НК требуют соблюдения трех основных условий, на которых базируются принципы ведения честного бизнеса:

1) не искажать сведения о хозяйственных операциях;

2) не преследовать цель неуплаты налогов;

3) хозяйственные операции дол­ж­ны быть реальными, т.е. фактически совершенными.

Наличие этих оснований устанавливается с учетом доказательств, собранных налоговыми или иными контролирующими органами.

 

Подходы МНС

Для добросовест­ных плательщиков отмена Указа № 488 и введение ст. 33 НК усилили правовую защиту от формального применения возможных налоговых последствий.

В свою очередь применение норм ст. 33 НК требует также взвешенного подхода, пока министерство нарабатывает правоприменительную практику.

Для налоговых органов главная задача – определить грань, где заканчивается законная оптимизация и начинается уклонение от уплаты налогов. При этом бизнес должен сам честно себе ответить на вопрос, для чего применяет определенную схему при осуществлении деятельности, какие цели преследует. И тогда ему легко будет ответить на вопросы инспекторов.

В первую очередь налоговыми органами проводятся контрольно-аналитические мероприятия, т.е. до принятия решения о корректировке идет сбор доказательств.

На сегодняшний день для уточнения налоговой базы необходимо детально разобраться в сути хозяйственной операции, изучить все обстоятельства ее совершения, если это возможно. И только собранные доказательства, свидетельствующие о неправомерном поведении плательщика, позволяют налоговому органу скорректировать налоговую базу либо сумму, подлежащую уплате в бюджет.

НК предусмотрена корректировка только при документальном под­тверждении фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта исходя из всех фактических обстоятельств и сведений совершения хозяйственных операций при наличии информации о возможном искажении.

Указ № 488 однозначно трактовал ситуацию: документы, являющиеся основанием для корректировки налоговых обязательств, не имеют юридической силы.

В Указе № 488 также содержались конкретные налоговые последствия для всех субъектов, участвующих в совершении хозяйственной операции, признаваемой незаконной в части минимизации налоговых обязательств.

Такой подход имел негативный эффект, поскольку все ситуации разные, а последствия при этом были одинаковые.

При установлении оснований, определенных ст. 33 НК, корректировка налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате, производится согласно нормам НК, т.е. в соответствии с действующим порядком исчисления налогов и сборов и корректировкой условий, при которых не было бы допущено искажение в связи с использованием схем незаконной минимизации. То есть необходимо поставить все на свои места так, как должно быть: выручка, затраты, вычеты НДС.

При этом будут также учтены суммы налогов, уплаченные ранее в бюджет по соответствующим сделкам.

Плательщик вправе самостоятельно до назначения проверки произвести корректировку налоговой базы и уплатить налоги.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by