$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРАВО ПОМОГАТЬ БЕЗ ЛИЦЕНЗИЙ И ФИНАНСИРОВАНИЯ

24.08.2010

Региональные центры поддержки предпринимательства (ЦПП) все чаще заявляют о необходимости решить наболевшие вопросы. Это в первую очередь — проблема лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг и недостаточная финансовая поддержка со стороны государства.

Прежде всего в ЦПП обращаются за советами по созданию и ведению собственного бизнеса. Однако консультации, связанные с учреждением, деятельностью и ликвидацией юрлиц, а также предпринимательской деятельностью физлиц считаются юридическими услугами, для оказания которых требуется лицензия.

«Не стоит забывать, мы — центр поддержки предпринимательства, — отмечает директор базового ЦПП ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» Марина Гиль. — Клиент спрашивает, как зарегистрироваться в качестве ИП, правильно заключить договор аренды, составить штатное расписание, рассчитать цены. Если мы не проконсультируем его — о какой поддержке может идти речь? Такое разъяснение — наша прямая обязанность, но его уже можно считать юридической услугой. А чтобы получить лицензию на подобные услуги, надо держать в штате двух юристов».

Пока контролирующие органы закрывают глаза на этот нюанс, а предприниматели уповают на новый указ Президента, который, как ожидается, отменит лицензирование некоторых видов юридических услуг, субъекты поддержки предпринимательства остаются уязвимыми. В любой момент к ним могут появиться претензии.

Решить эту проблему могло бы закрепление за ЦПП возможности давать правовые консультации без получения лицензии в законодательстве. Однако Закон от 1.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», на который возлагались большие надежды, в статье 19 содержит лишь общее определение и основные задачи центров поддержки предпринимательства, включая информационные, методические и консультационные услуги, подготовку и переподготовку кадров, проведение маркетинговых исследований. О каком-либо упрощенном режиме работы, не требующем получения лицензий, там, к сожалению, не упоминается, как и о другой популярной услуге ЦПП — консультациях физическим лицам, желающим открыть свой бизнес, юридическим лицам по хозяйственной деятельности.

Другим вариантом решения проблемы руководство ЦПП считает выдачу центрам по упрощенной процедуре лицензий на ограниченный перечень юридических услуг, скажем, без полномочий представлять интересы клиента в суде, но с правом разъяснять вопросы, касающиеся организации бизнеса.

Как отмечают в ЦПП, сегодня многим предпринимателям, даже имеющим высшее экономическое образование, не хватает практических, прикладных знаний. Поэтому не меньше чем консультации востребованы образовательные услуги — семинары и круглые столы по бухучету, налогообложению, основам бюджетирования, менеджменту, маркетингу, психологии делового общения. К примеру, Гомельский бизнес-инновационный центр за I полугодие 2010 г. провел 9 подобных мероприятий, в которых приняли участие 323 человека, т.е. большинство из 544 клиентов центра.

«В месяц к нам обращается от 100 до 300 клиентов, — рассказывает директор базового ЦПП «Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей» Галина Анисенко. — «Час пик», как правило, наступает после выхода новых нормативных актов: предприниматели просят разъяснить их действие. Кроме того, каждую среду представители инспекции МНС проводят в центре круглый стол по налогообложению для начинающих предпринимателей».

Государству стоило бы в обязательном порядке ввести бесплатное обучение для начинающих предпринимателей, считают многие сотрудники и руководители ЦПП. По их мнению, после упрощения процедуры регистрации у многих начинающих бизнесменов сложилось обманчивое впечатление, что работать им будет так же легко и просто, как открыть фирму. «К сожалению, упростилась только процедура регистрации, но не налогообложение, бухучет и т.п., — замечает М.Гиль. — Люди начинают работать, не разобравшись ни в трудовом, ни в ценовом, ни в таможенном законодательстве. И при первой же проверке их ждут крупные штрафы».

ЦПП, особенно базовые, могли бы стать организационной базой для предпринимательского ликбеза. Но для этого нужна господдержка в объеме, значительно превышающем нынешний. Областные 2–3-летние программы поддержки предпринимательства предусматривают целевое финансирование ЦПП, однако лишь по отдельным статьям расходов, к примеру, на изготовление печатной продукции, приобретение офисного оборудования и т.п. Этих средств недостаточно, считает Г.Анисенко. По ее словам, в 2009 г. областной программой поддержки предпринимателей на развитие всех центров Гродненщины было выделено всего около 4 млн. Br.

Хотя субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства нуждаются не только в финансовой поддержке. Часто ключевым вопросом становится аренда либо приобретение в собственность помещений. Например, как рассказала Г.Анисенко, в настоящее время базовый ЦПП Гродненской области участвует в международном инвестпроекте с польскими предпринимателями, предусматривающем создание двух бизнес-центров — в Польше и в Беларуси. Проект находится на стадии реализации, в обеих странах создаются рабочие группы, закупается оборудование и мебель. Однако вопрос с помещением пока остается нерешенным. Гродненский облисполком прорабатывает несколько вариантов, однако все предложенные здания требуют существенного ремонта. Сейчас предприниматели ожидают решения губернатора по данному вопросу. Если помещение удастся найти, в Гродно благодаря инициативе ЦПП появится первый крупный бизнес-центр.

А сколько таких центров уже могло бы быть создано по всей республике, имей ЦПП достаточно финансовой поддержки и внимания со стороны местных властей.

Дарья КОСТЕНКО