Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
14.07.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Право на преференциальную поправку при госзакупках

Порядок применения преференциальной поправки и представления документов, подтверждающих право на нее, разъяснило Министерство антимонопольного регулирования и торговли в письме от 22.06.2017 № 14-01-06/1612К.

В соответствии с подп. 1.7 п. 1 постановления Совмина от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778) при проведении конкурсов, электронных аукционов, процедур запроса ценовых предложений применяется преференциальная поправка в размере:

15% – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Беларуси предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами;

25% – в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности работников.

Преференциальная поправка не применяется в отношении:

1) части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в т.ч. его лотом (частью). Таким образом, преференциальная поправка не применяется к лоту процедуры государственной закупки, если участником по такому лоту предлагается товар (работа, услуга), в состав которого одновременно входит товар (работа, услуга) производства государств – членов Евразийского экономического союза и иных государств, не входящих в ЕАЭС.

В случае деления предмета государственной закупки на лоты (части) преференциальная поправка применяется к отдельным лотам (частям) в случае, если участником по такому лоту предлагаются только товары (работы, услуги) производства государств – членов ЕАЭС;

2) товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки.

В случае если все участники конкурса или процедуры запроса ценовых предложений имеют право на преференциальную поправку одинакового размера, к примеру 15%, при оценке и сравнении предложений преференциальная поправка заказчиком (организатором) не применяется.

Вместе с тем преференциальная поправка будет применяться при проведении электронных аукционов, оказывая влияние на формирование начальной цены электронного аукциона согласно ч. 3 подп. 1.7 п. 1 постановления № 778, т.к. преференциальная поправка применяется на основании заявительного принципа путем указания участником соответствующей информации в экранной форме при подаче предложения и не может быть скорректирована ни оператором электронной торговой площадки, ни заказчиком (организатором).

Кроме того, в соответствии с требованиями ст.ст. 33, 43, 49 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) конкурсные или аукционные документы, а также документы, представляемые участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, должны содержать условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Совмином. В случае отсутствия в указанных документах информации о перечне документов, подтверждающих право на преференциальную поправку, потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право обратиться к заказчику (организатору) за разъяснением в порядке, установленном законодательством о государственных закупках.

Учитывая нормы постановления № 778, в случае предложения товаров (работ, услуг), страной происхождения которых являются Армения, Беларусь, Казахстан, Россия (государства – члены ЕАЭС), либо в случае предложения товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности работников, документы, утвержденные заказчиком (организатором) и размещенные на официальном сайте и (или) электронной торговой площадке, должны содержать в т.ч. перечень документов, подтверждающих право на преференциальную поправку.

Документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки в размере 15%, являются:

1) при проведении процедуры государственной закупки товаровсертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами либо выдаваемый ТПП Армении, Казахстана и РФ, или сертификат продукции собственного производства, выдаваемый БелТПП, унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами.

С 13 августа 2017 г. документом, подтверждающим право на применение преференциальной поправки при проведении процедуры государственной закупки товара, происходящего из Кыргызской Республики, является сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый ТПП Кыргызстана;

2) при проведении процедуры государственной закупки работ (услуг)свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Преференциальная поправка в размере 25% применяется в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов, признанных таковыми в соответствии с законодательством РБ, составляет не менее 50% от списочной численности работников. В данном случае подтверждающим документом, кроме вышеуказанных, является справка, подписанная руководителем такой организации.

Необходимо подчеркнуть, что при проведении процедуры госзакупки товара преференциальная поправка применяется не только к цене предложения организации, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности работников, но и к иной организации, предлагающей товар производства организации, в которой численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности работников.

Кроме того, заявительный принцип применения преференциальной поправки предусмотрен только ч. 2 п. 2 ст. 45 Закона № 419-З (в отношении электронного аукциона), когда участник обязан в первом разделе предложения сделать заявление о праве на применение преференциальной поправки в случае, если таким участником предложен товар (работа, услуга), на который распространяется национальный режим, и применение преференциальной поправки установлено Совмином.

Соответственно, в случае если заказчиком (организатором) в конкурсных или аукционных документах, документах, представляемых участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений:

предусмотрено наличие в первом разделе предложения участника заявления о праве на применение преференциальной поправки и такое заявление сделано (характерно для электронного аукциона), но при этом во втором разделе предложения отсутствуют документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то предложение такого участника отклоняется как не соответствующее требованиям конкурсных, аукционных документов или документов, представляемых участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, либо в связи с тем, что участником в предложении направлены недостоверные документы и сведения;

не предусмотрено наличие в предложении участника заявления о праве на применение преференциальной поправки (характерно для конкурсов и процедур запроса ценовых предложений), но такое заявление сделано участником в его предложении и подтверждено соответствующими документами, либо в предложении содержатся документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, без наличия заявления о таком праве со стороны участника, либо участником сделано заявление об отсутствии такого права, но представлены подтверждающие право на применение преференциальной поправки документы, то его предложение при оценке и сравнении предложений рассматривается заказчиком (организатором) с учетом преференциальной поправки.

Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 выдается на товар, а не конкретному участнику. В свою очередь принадлежность к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатом продукции собственного производства и сертификатом работ и услуг собственного производства. Соответственно, сертификат продукции соб­ственного производства выдается на продукцию.

Таким образом, преференциальная поправка применяется к товару (работе, услуге), указанному в предложении участника и являющемуся предметом госзакупки.

Кроме того, в ситуации, когда наименование участ­ника не совпадает с наименованием организации-­производителя, указанным, к примеру, в сертификате продукции собственного производства, выданном на товар, являющийся предметом госзакупки, и пред­ставленном в предложении участника, предложение такого участника не может быть отклонено, если в конкурсных, аукционных документах либо документах, представляемых участникам для подготовки пред­ложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, отсутствует требование о необходимости документального подтверждения факта передачи товара и (или) сертификата организации, принимающей участие в процедуре государственной закупки.

В этой связи МАРТ рекомендует заказчикам (организаторам) соответствующее требование устанавливать в конкурсных, аукционных документах либо документах, представляемых участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений.

В связи с подписанием указанного письма письмо Минторга от 11.04.2016 № 14-07/926К считать утратившим силу.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by