Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство отчиталось о работе под санкциями, импортозамещении и наличии кислорода

Юрий Назаров. Фото: house.gov.by

Заместитель премьер-министра Юрий Назаров на совместном заседании обеих палат Национального собрания рассказал о работе промышленного, нефтехимического и энергетического комплексов и перспективах развития этих сегментов экономики в рамках существующих мировых тенденций.

 

В условиях санкционного давления

Рассказав об устойчивой динамике развития промышленного комплекса страны за 9 месяцев, Юрий Назаров подчеркнул, что работа идет в крайне напряженных условиях – это и санкционное давление с высокой вероятностью его дальнейшего усиления, и неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. Негативное влияние санкций проявилось увеличением издержек из-за вынужденной замены поставщиков сырья и комплектующих, удлинением сроков прохождения платежей. Все это отражается на своевременном выполнении обязательств белорусскими предприятиями.

Кроме того, ухудшаются условия заимствований: кредитные ресурсы становятся более дорогими, изменяются сроки их предоставления, включаются дополнительные требования.

Тема санкций затрагивалась и на аналогичной совместной встрече в Овальном зале 25 июня. Тогда заместитель премьер-министра Анатолий Сивак сообщил, что правительство ставит задачу восстановить ущерб, нанесенный не только пандемией, но и ограничениями, которые ввели страны Евросоюза, Великобритания и Украина.

Юрий Назаров подробно рассказал о разработанных правительством мерах и о том, как они действуют. Созданная из представителей 17 министерств и ведомств межведомственная рабочая группа подготовила ряд антисанкционных предложений.

В итоге благодаря «незамедлительно принятым точечным мерам» в промышленном, нефтехимическом, транспортном и банковском секторах удалось минимизировать потери. Так, экспорт продукции МАЗа и БЕЛАЗа по сравнению с 2020 г. вырос почти на 250 млн USD, нефтехимии – на 700 млн USD, азотных и калийных удобрений – на 100 млн USD.

Потери белорусских НПЗ из-за санкций составили 80 млн USD. Приняты меры по сохранению экспорта нефтепродуктов. «Нафтан» для бесперебойных поставок сырья обеспечен кредитными ресурсами. Решен вопрос с загрузкой обоих НПЗ. В полном объеме гарантированы поставки на внутренний рынок нефтепродуктов и нефтехимического сырья, а по нефтепродуктам создан их запас на месяц.

Идет перестройка логистической цепочки – перенаправление белорусских грузов с прибалтийского направления на российское. Как отметил вице-премьер, «в части нефтепродуктов с российской стороной эта схема уже работает, мы ничего по части логистики не потеряли».

Предприятия Минпрома ищут и находят новых поставщиков комплектующих изделий и альтернативные маршруты поставки продукции.

МАЗ и БЕЛАЗ подали иски в европейские инстанции для обжалования введенных санкций. «Мы требуем аннулировать ограничительные меры, принятые Европейским союзом в отношении данных компаний», – заявил Юрий Назаров.

 

Ставка на местный ресурс

Нивелировать негативные последствия от внешнего воздействия призвано создание собственных производств по программе импортозамещения. Эта тема в ходе встречи поднималась несколько раз. Такое решение поможет реально снизить риски непоставки комплектующих в машиностроении, считает вице-премьер. В качестве примера приводился опыт «АМКОДОРа» по локализации производства основных узлов и агрегатов для лесозаготовительной техники. Поставлять некоторые из них после введения санкций финские и немецкие фирмы отказались, но конструкторы смогли разработать и наладить выпуск аналогов. Так, в октябре холдинг представил опытный промышленный образец форвардера, его производство начнется с 2022 г.

Кроме того, для организации в Беларуси собственного производства двигателей для техники ряда ведущих машиностроительных предприятий Минский моторный завод совместно с китайской компанией прорабатывает проект по созданию двигателей мощностью 450 л.с. и выше.

Депутат Анна Старовойтова после доклада спросила у вице-премьера, определило ли правительство наиболее перспективные отрасли и организации, которые смогут «справиться с санкциями». Именно туда следует направлять финансы, а модернизацию других можно было бы с учетом сегодняшней ситуации приостановить. По ее мнению, сохранение действующих предприятий без учета эффективности их работы приводит к распылению денежных средств.

Отвечая на этот вопрос, вице-премьер напомнил, что Минэкономики сформировало перечень наиболее важных инвестпроектов, куда и направят финансирование. К сожалению, подробно останавливаться на них Юрий Назаров не стал, но обратил внимание, что деньги надо вкладывать в то, что базируется на местных ресурсах. Например, не получил поддержки проект строительства алюминиевого завода. Да, электроэнергии хватает, но сырья в Беларуси нет, пришлось бы закупать его и привозить издалека.

Перед предприятиями концерна «Беллегпром» заместитель премьер-министра также поставил задачу максимально перерабатывать отечественное сырье – лен, шкуры крупного рогатого скота, а также полиамидные нити, полиэфирные волокна и нити, ПАН-волокна, нетканые материалы.

В настоящее время правительство рассматривает возможность реализации пилотного проекта по созданию вертикально-интегрированной структуры с участием Оршанского льнокомбината и льнозаводов Витебской области.

Что касается переработки шкур крупного рогатого скота, то следует организовать производство таким образом, чтобы на выходе получить товар с высокой добавленной стоимостью. Он должен конкурировать по качеству с импортным, и тогда отечественные предприятия смогут выпускать востребованные покупателями обувь и кожгалантерейную продукцию.

Для этого на Минском производственном кожевенном объединении проводится техническое переоснащение.

 

Стране нужен кислород

Понятно, что депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики интересовались, как пандемия COVID-19 сказывается на экономике. В связи с этим Юрий Назаров обратил внимание на серьезную обстановку с обеспечением кислородом. Когда люди тяжело болеют коронавирусом, то для того, чтобы справиться с болезнью, им требуется больший объем кислорода.

Сегодня все воздухоразделительные установки на предприятиях Белнефтехима, Минпрома, даже Минобороны задействованы на обеспечение потребностей медицины. Но, к сожалению, возможности производства кислорода ограничены. Есть надежда, что удастся привезти около 40 т жидкого кислорода из-за пределов страны и тем самым немного снизить остроту проблемы.

Оперативная группа, в которую входят Минпром, Белнефтехим и Минздрав, ежедневно отслеживает и анализирует обстановку. Поскольку без кислорода не могут работать вспомогательные производства многих предприятий, то временами возникает угроза остановки конвейеров.

Не следует забывать, что «Гродно Азот», «СветлогорскХимволокно», Мозырский НПЗ проектировались и создавались для иных целей. Им пришлось частично «перепрофилироваться» из-за новой волны коронавируса.

Вице-премьер заявил, что ситуация под контролем, но одновременно призвал депутатов объяснить своим избирателям: всем необходимо вакцинироваться.

Депутат Игорь Хлобукин поинтересовался, не планирует ли Совмин расширять производство кислорода для медицинских и технических целей. Ведь продукт на рынке востребован, цены на него растут, следовательно, проблем с реализацией не возникнет.

Оказывается, обсуждается вопрос приобретения дополнительных воздухоразделительных установок для производства медицинского кислорода. Что же касается производства в промышленных масштабах, то не стоит забывать, что еще недавно ОАО «Крион» страдало из-за отсутствия заказов. Сегодня в условиях COVID его продукция востребована, оно работает без выходных, с полной паспортной загрузкой.

Промышленная установка обойдется в сумму от 10 млн до 15 млн евро в зависимости от комплектации. Сроки поставки – минимум 18 месяцев, несомненно, они еще увеличатся, ведь спрос на такое оборудование растет. Но пандемия когда-то закончится и потребность в кислороде уменьшится. А вот сможет ли тогда предприятие окупить расходы?

Возлагать же такие затраты на бюджет в сегодняшних условиях неразумно.

Однако правительство видит, что резервные мощности для производства медицинского кислорода нужны, и решило оперативно их создать. Буквально в эти дни рассматривается вариант закупки оборудования в Китае. Речь идет о контейнерных и стационарных воздухоразделительных установках.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by