$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Правительство отчиталось о работе экономики

01.06.2018
Правительство отчиталось о работе экономики
Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Матюшевский Василий Станиславович

Первый заместитель премьер-министра Василий Матюшевский на совместном заседании обеих палат Национального собрания выступил с докладом о работе экономики Беларуси и формировании приоритетов в ее развитии. Он также ответил на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

Такие встречи, когда члены правительства отвечают на вопросы, проходят в сессионный период в конце каждого месяца.

Первый вице-премьер отметил, что в 2017 году Беларусь вышла из рецессии, в экономике сохранилась макроэкономическая стабильность и сбалансированность. В текущем году эти тенденции поддерживаются.

Прирост ВВП за четыре месяца 2018 г. составил 4,8%, что «выше, чем заложено в прогнозе, и больше, чем рост мировой экономики». Производительность труда – 5,4%, положительное торговое саль­до – 315 млн. USD.

Еще одна положительная тенденция – в стране стабилизировалась ценовая ситуация. За январь–апрель цены к декабрю 2017 г. выросли на 2,8%, что пусть и больше прошлогоднего индекса потребительских цен за аналогичный период (2,4%), однако вписывается в прогнозные значения. В мае в стране наблюдается дефляция. Напомним, в апреле инфляция составила 0,3%, по прогнозу за весь 2018 год она не должна превысить 6%.

За I квартал т.г. в Беларусь поступило 1,3 млрд. USD прямых иностранных инвестиций на чистой основе (92% годового прогноза). Это больше, чем за весь прошлый год, подчеркнул первый вице-­премьер. Инвестиции в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 16,6%. Такая динамика обеспечена в основном увеличением затрат на машины и оборудование.

ПЕРЕЧИСЛЯЯ основные задачи, которые стоят перед правительством, В. Матюшевский назвал проблему дол­гов предприятий, которая сдерживает рост экономики и выход на новый уровень эффективности и конкурентоспособности организаций госсектора.

Высокая долговая нагрузка на бюд­жет и корпоративный сектор является дополнительным риском: «Сегодня субъекты хозяйствования существенную часть выручки направляют на погашение кредитов и займов. Проблема долгов может быть решена только в том случае, если экономика начнет генерировать значительно большие объемы добавленной стоимости».

Ведется работа с привлечением меж­дународных экспертов по созданию долгового рынка: «Мы считаем, что любой имеющийся долг может быть куплен и продан». С этой целью идет подготовка концепции закона о государственных организациях, который необходим для систематизации и актуализации законодательства, определяющего «правила игры» в госсекторе экономики.

Будем надеяться, что в законо­проект включат нормы, которые создадут равные условия хозяйствования для государственных и частных пред­приятий, на чем давно и упорно настаивают представители бизнес-союзов.

Также в первоочередных планах – завершить работу по передаче республиканских активов нестратегического значения в коммунальную собственность и по отказу госпредприятий от непрофильных активов.

Первый вице-премьер напомнил, что на прошлой неделе был подписан Указ Президента от 24.05.2018 № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств», который создает правовое поле для работы с накопленными долгами.

Напомним, что согласно Указу банки всех форм собственности смогут вовлекаться в процесс управления деятельностью предприятий-должников (обмен проблемных долгов по кредитам на акции предприятия). Станет возможным передавать права по кредитному договору другому кредитору с дисконтом. Это позволит одному банку аккумулировать все проблемные кредиты организации для осуществления их реструктуризации в целях снижения кредитной нагрузки заемщика.

Кроме того, должники, находящиеся в тяжелом экономическом положении, смогут освобождаться от обязанности погашать проблемную задолженность по кредитам путем прощения долга банками.

ПЕРЕД правительством стоит амбициозная задача достичь ВВП 100 млрд. USD в эквиваленте к 2025 году. Добиться этого планируется за счет максимальной отдачи от модернизированных предприятий, нужен взрывной рост сферы услуг, малого и среднего пред­принимательства, цифровой экономики. К моменту формирования следующей пятилетки, то есть к 2019 году, должна быть готова новая версия комплексного прогноза научно-технического прогресса Беларуси до 2040 года. Нужна и новая региональная политика, которая позволит остановить отток людей в столицу и областные центры.

В этой связи первый вице-премьер остановился на разработанном в Мин­экономики плане новой индустриализации регионов Беларуси до 2025 года, включающем 1172 проекта. Их реализация позволит создать 30 тыс. рабочих мест и обеспечить прирост экономики на 2% ежегодно.

Напомним, 24 апреля, выступая с Посланием белорусскому народу и Парламенту, Александр Лукашенко призвал довести ВВП к 2025 году до 100 млрд. USD. Совмин на призыв Президента ответил планом индустриализации Беларуси.

Оппоненты правительства скептически отнеслись к этой инициативе, утверждая, что власти планируют ускорить темпы экономического роста и приток иностранных инвестиций за счет старых подходов в виде рожденных в министерских кабинетах проектов и про­грамм. При этом зарубежный капитал не желает вкладывать средства в госпредприятия в обмен на незначительные пакеты акций. А предложения, которые сегодня публикуются на сайтах облисполкомов, зачастую не отвечают на важные для потенциального инвестора вопросы, поэтому Беларусь и проигрывает в условиях конкуренции в этой сфере России, Казахстану, Китаю и др.

Принятый в прошлом году Декрет Президента от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» уже дает определенные результаты, напомнил В. Матюшевский. Еще одним мощным центром роста он назвал Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень».

В ПОСЛЕДНЕЕ время активизировались переговоры по вступлению Беларуси в ВТО. Чувствуется, что правительство заинтересовано завершить эту работу в кратчайшие сроки, но существуют обязательные процедуры, которые невозможно форсировать. В. Матюшевский подтвердил: «Там порядок работы так устроен, что мы надеемся к осени с основными участниками ВТО подписать двусторонние соглашения. При этом у нас есть еще отдельный трек с США». О том, что согласовать позицию с США пока не получается, уже сообщали и другие руководители Совмина.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА