Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Консультации
03.06.2016 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правила экологического аудита

Постановлением Совмина от 26.05.2016 № 412 утверждено Положение о порядке проведения экологического аудита.

В ст. 1 Закона от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 1982-XII) экологический аудит определяется как независимая комп­лексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в т.ч. нормативов и технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством РБ (ст. 97 Закона № 1982-XII). Он проводится юридическими лицами или ИП в порядке, установленном законодательством РБ. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах.

Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или ИП может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих лиц.

Отметим, что ранее некоторые аспекты проведения экологического аудита уже были закреплены в законодательстве. Так, постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.03.2006 № 19 «О некоторых вопросах проведения экологического аудита» (ред. от 26.02.2010 г.) были утверждены правила проведения экологического аудита, аттестации экологического аудитора, представления заключения о проведении экологического аудита, а также правила представления отчетности о проведении экологического аудита.

Кроме того, постановлением Минфина от 28.09.2004 № 142 (ред. от 28.04.2015 г.) были утверждены Национальные правила аудиторской деятельности «Учет экологических вопросов при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Аудируемыми субъектами для целей экологического аудита являются любые юридические лица или ИП, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, в отношении которых проводится экологический аудит. А поскольку в числе направлений экологического аудита названы обращение с отходами, а также иные направления хозяйственной и иной деятельности, попасть под эту процедуру теоретически может любой субъект хозяйствования.

Экологический аудит не включает в себя:

– проведение государственной экологической экспертизы проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности;

– осуществление контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Экологический аудит проводится юридическими лицами или ИП, имеющими высшее образование по профилям образования «Естественные науки», «Экологические науки» или «Техника и технологии», стаж работы в области охраны окружающей среды не менее 5 лет, прошедшими подготовку по направлениям экологического аудита в организациях системы Минприроды не реже одного раза в 3 года, а также экологическими аудиторами, соответствующими указанным требованиям и прошедшими экологическую сертификацию услуг в области охраны окружающей среды.

Аудируемый субъект самостоятельно определяет экологического аудитора для проведения экологического аудита.

Объекты и формы

Объектами экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность аудируемого субъекта, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается вредное воздействие на окружающую среду, в т.ч.:

– состояние окружающей среды в границах зоны воздействия объектов аудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается (оказывалось) вредное воздействие на окружающую среду;

– документация аудируемого субъекта (проектная, техническая, технологическая, эксплуатационная и другая), за исключением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– иные объекты аудируемого субъекта, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации которых используются природные ресурсы и оказывается вредное воздействие на окружающую среду.

Формы экологического аудита

полный

комплексная оценка объекта экологического аудита по всем направлениям экологического аудита в целях проверки соблюдения аудируемым субъектом законодательства в области охраны окружающей среды, в т.ч. нормативов и технических нормативных правовых актов

предварительный

оценка объекта экологического аудита по всем направлениям экологического аудита в целях дальнейшего внедрения наилучших доступных технических методов и системы управления окружающей средой

специализированный

оценка объекта экологического аудита по отдельным направлениям экологического аудита

Направления экологического аудита

использование и охрана

вод

земель (включая почвы)

недр

охрана

атмосферного воздуха и озонового слоя

обращение с

отходами

опасными химическими веществами

объектами растительного мира

объектами животного мира

другие направления хозяйственной и иной деятельности

В обязательном порядке проводится экологический аудит при проведении приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

В частности, согласно ст. 38 Закона № 1982-XII при ликвидации юридического лица или прекращении деятельности ИП, в т.ч. вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами), осуществляющих деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду, в обязательном порядке проводятся экологический аудит и оценка вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности таких юридического лица или ИП, принимаются меры по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, а также разрабатываются и осуществляются мероприятия по восстановлению окружающей среды в соответствии с законодательством РБ.

Полный экологический аудит проводится в случаях:

– реализации инвестиционных проектов по строительству объектов промышленности (объекты строительства, на которых планируется осуществление экономической деятельности в сфере материального производства, связанной с производством орудий труда (для других отраслей экономики и промышленности), материалов, топлива, энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также производством товаров, оборудования, машин, механизмов, добычей полезных ископаемых);

– проведения реконструкции действующего производства и создании нового производства (в течение одного года после его создания);

– выявления контролирующими (надзорными) органами самовольного строительства для оценки возможности эксплуатации объектов, оказывающих воздействие на компоненты окружающей среды, а также соответствия законодательству в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

– вывода объектов из эксплуатации;

– в иных случаях.

Предварительный экологический аудит проводится в случаях:

– создания системы управления окружающей средой;

– внедрения наилучших доступных технических методов;

– в иных случаях.

Специализированный экологический аудит проводится в случае реализации аудируемым субъектом мероприятий по охране окружающей среды в рамках ликвидации вреда, причиненного в результате незаконного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, и иных случаях.

Порядок проведения

Экологический аудит проводится экологическим аудитором на основании договора с аудируемым субъектом на проведение экологического аудита, составленного не менее чем в двух экземплярах.

Для проведения экологического аудита аудируемый субъект:

– представляет экологическому аудитору полную и достоверную информацию, в т.ч. документированную, в части направлений, по которым проводится экологический аудит;

– создает условия для своевременного и качественного проведения экологического аудита;

– обеспечивает экологическому аудитору свободный доступ в служебные и производственные помещения аудируемого субъекта;

– при проведении экологического аудита дает экологическому аудитору разъяснения в устной и (или) письменной форме.

Экологический аудит состоит из следующих этапов:

– заключение в установленном порядке договора между экологическим аудитором и аудируемым субъектом на проведение экологического аудита с указанием объекта, формы и направлений экологического аудита, сроков его проведения;

– сбор и анализ экологическим аудитором информации, представленной аудируемым субъектом; составление экологическим аудитором по согласованию с аудируемым субъектом плана проведения экологического аудита;

– выезд специалистов экологического аудитора на место осуществления аудируемым субъектом хозяйственной и иной деятельности; привлечение к проведению экологического аудита при необходимости проведения измерений в области охраны окружающей среды лаборатории, аккредитованной в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь (далее – система аккредитации), в порядке, установленном законодательством РБ;

– подготовка экологическим аудитором заключения о проведении экологического аудита по форме, установленной Минприроды;

– подготовка экологическим аудитором рекомендаций о снижении (предотвращении) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта на окружающую среду.

Заключение должно содержать сведения обо всех выявленных несоответствиях хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, в т.ч. нормативам и техническим нормативным правовым актам, и требованиям международных стандартов. Сведения о выявленных несоответствиях должны быть краткими, четкими и содержать ссылку на нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, устанавливающие требования в области охраны окружающей среды и иные показатели, которым не соответствует хозяйственная и иная деятельность аудируемого субъекта.

В подписанное заключение не могут быть внесены изменения и (или) дополнения.

К заключению в обязательном порядке прилагаются следующие перечни:

– нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, на соответствие требованиям которых проводился экологический аудит;

– проанализированной в ходе экологического аудита документации аудируемого субъекта.

К заключению также могут прилагаться:

– фотоматериалы, на которых зафиксированы выявленные на объектах аудируемого субъекта несоответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством РБ;

– сведения о привлекаемой при проведении экологического аудита лаборатории, аккредитованной в системе аккредитации;

– акты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды;

– протоколы проведения измерений в области охраны окружающей среды.

Заключение составляется в указанном в договоре на проведение экологического аудита количестве экземпляров, но не менее двух.

По согласованию с аудируемым субъектом, а также в случае отказа (письменного или устного) аудируемого субъекта или организации, являющейся получателем заключения согласно договору на проведение экологического аудита, от получения заключения и приложений к нему заключение может быть отправлено по почте или доставлено иным способом при условии документального подтверждения факта почтового отправления или другого способа передачи.

Заключение представляется аудируемому субъекту в срок не позднее одного месяца со дня окончания проведения экологического аудита.

Сведения, содержащиеся в заключении, не подлежат передаче либо разглашению лицам, не указанным в договоре на проведение экологического аудита, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РБ.

Рекомендации по снижению (предотвращению) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта на окружающую среду должны быть направлены на устранение выявленных в ходе экологического аудита несоответствий требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством РБ.

Рекомендации по улучшению природоохранной деятельности аудируемого субъекта в зависимости от объекта, формы и направлений экологического аудита состоят из предложений о снижении (предотвращении) вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности аудируемого субъекта на окружающую среду (в т.ч. путем внедрения наилучших доступных технических методов), устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и иных показателей, установленных законодательством, повышении экологической безопасности производства аудируемого субъекта, а также мер, необходимых для внедрения системы управления окружающей средой.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений