Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Права контролеров ограничены

Указом Президента от 24.07.2018 № 294 (далее – Указ № 294), вступившим в силу с 27 июля 2018 г., уточнены полномочия Комитета госконтроля (далее – КГК) и его органов.

В основном, изменения, внесенные этим документом в Указ Президента от 27.11.2008 № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Указ № 647), приводят его в соответствие с Указом Президента от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», который предусматривает определенные послабления для субъектов хозяйствования при осуществлении контрольных мероприятий.

В частности, в новой редакции подп. 2.3.1 п. 2 Указа № 647 установлено, что органы КГК при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции имеют право приостанавливать либо запрещать до устранения нарушений производство (реализацию) товаров (выполнение работ, оказание услуг) только в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде (далее – нарушения, создающие угрозы), в т.ч. если:

– при соблюдении установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью потребителей или окружающей среде;

производство (реализация) товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без специального разрешения (лицензии), получение которого предусмотрено законодательными актами;

реализуемые товары не имеют установленных сроков годности и (или) сроков хранения либо их сроки годности и (или) сроки хранения истекли.

Ранее две последние причины приостановки или запрета производства или реализации товаров (результата работ, услуг) органами КГК не оговаривались никакими условиями. Другими словами, приостанавливать либо запрещать производство (реализацию) товаров (выполнение работ, оказание услуг) до устранения нарушений они могли просто по факту обнаружения таких нарушений. В связи с указанными дополнениями соответствующие изменения внесены и в п. 10 Положения о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утв. Указом № 647 (далее – Положение), регламентирующий права самого КГК.

Исключено право органов КГК изымать из оборота указанные товары (результаты работ, услуг), если причины вреда устранить невозможно, в т.ч. отзывать эти товары (результаты работ, услуг) от их по­требителей. Вместо этого в новой редакции подп. 2.3.2 п. 2 Указа № 647 предусмотрено, что в случае выявления нарушений, создающих угрозы, эти органы могут обязать субъект изъять из оборота товары (результаты работ, услуг), если причины вреда устранить невозможно, в т.ч. отозвать эти товары (результаты работ, услуг) от их потребителей.

Кроме того, п. 2 Указа № 647 дополнен подп. 2.3.32, согласно которому в случае выявления нарушений, создающих угрозы, органы КГК имеют право вносить предложения о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, а также обращаться в суд с заявлением о таком приостановлении (запрете) в случае принятия субъектом решения о его нецелесообразности на основании внесенного предложения. Аналогичное дополнение внесено и в п. 10 Положения. Таким образом, власти переходят к более цивилизованным формам взаимодействия с бизнесом, отходя от прямых запретительных мер.

Внесены изменения и в другие нормы Положения.

Так, согласно новой редакции подп. 9.1.9 п. 9 Положения КГК в пределах своей компетенции осуществляет госконтроль за соблюдением контролирующими (надзорными) органами установленных нормативными правовыми актами Президента требований к осуществлению контрольной (надзорной) деятельности (было – за соблюдением порядка организации и проведения проверок).

В подп. 9.2 п. 9 Положения теперь уточнено, что КГК должен осуществлять сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях, проверять поступившую информацию и выявлять признаки, свидетельствующие о том, что финансовые операции связаны не только с легализацией доходов, полученных преступным путем, но и с получением таких доходов, финансированием террористической деятельности или финансированием распространения оружия массового поражения.

Уточнены и некоторые права КГК, прописанные в п. 10 Положения. В частности, он лишен права выносить госорганам, иным организациям (их работникам) и другим физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям (ИП), обязательные для исполнения в установленный КГК срок решения (предписания, постановления):

о приостановлении действия, расторжении договоров аренды в случае выявления фактов нарушения законодательства;

о приостановлении строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и (или) не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии необходимых документов на выполнение строительных работ, в т.ч. договоров подряда;

о приостановлении либо запрещении реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) населению в случае установления нарушений порядка документального оформления выручки, незаконного расходования наличных денежных средств, нарушения порядка выдачи сумм под отчет до устранения выявленных нарушений;

о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров (выполнения работ, оказания услуг) без документации, наличие которой требуется в соответствии с законодательством, или не отвечающих ее требованиям и (или) обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов до устранения выявленных нарушений;

о приостановлении деятельности организаций (их структурных подразделений), два и более раза в течение года нарушивших правила торговли, выполнения работ, оказания услуг и (или) допустивших реализацию некачественных товаров, до устранения выявленных нарушений;

о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

КГК также лишен права обращаться в случаях и порядке, установленных законодательными актами, в суды (регистрирующие органы) с исковыми заявлениями (заявлениями, представлениями) об аннулировании государственной регистрации ИП.

В то же время за КГК сохранено право выносить госорганам, иным организациям (их работникам) и другим физическим лицам, в т.ч. ИП, обязательные для исполнения в установленный этим органом срок решения (предписания, постановления) об изъятии из оборота товаров (результатов работ, услуг) в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности (ранее речь здесь шла только о причинении вреда), причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, если причины вреда устранить невозможно, в т.ч. об отзыве этих товаров (результатов работ, услуг) от их потребителей (подп. 10.6.12 п. 10 Положения).

Кроме того, п. 10 Положения дополнен подп. 10.61, согласно которому КГК может в случае выявления нарушений, создающих угрозы, вносить предложения о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, а также обращаться в суд с заявлением о таком приостановлении (запрете) в случае принятия субъектом решения о его нецелесообразности на основании внесенного предложения.

В завершение отметим, что из п. 13 Положения исключен подп. 13.2, и теперь работники КГК лишены права на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать на срок не более двух суток розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций и порядка использования кассового оборудования.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений