Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
115,260.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МНС: налог на прибыль в 2019 году

Ольга Александровна Тарасевич. Фото: nalog.gov.by

На площадках двух практических конференций, организованных МНС, перед налогоплательщиками выступила начальник управления прямого налогообложения Главного управления методологии налогообложения МНС Ольга Александровна Тарасевич, обозначив актуальные вопросы, возникающие при налогообложении прибыли в 2019 году.

В 2019 г. в связи со вступлением в силу новой редакции НК в т.ч. про­изошли изменения и в порядке определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В течение года были подготовлены разъяснения и комментарии МНС с привлечением иных заинтересованных министерств, урегулировавших ряд вопросов, определивших подходы в прак­тике применения норм НК в 2019 г.

На ключевых моментах, на которые налогоплательщикам стоит обратить внимание при подготовке налоговой отчетности по налогу на прибыль за 2019 г., в своем выступлении еще раз сделала акцент О.А. Тарасевич.

 

По материалам выступлений

Безвозмездные операции

Безвозмездные операции при исчислении налога на прибыль в налоговой декларации не отражаются – ни в выручке, ни в затратах.

Исключения

1. В состав внереализационных расходов при безвозмездной передаче денежных средств, товаров, работ, услуг включается:

– безвозмездная (спонсорская) помощь спортивным организациям в соответствии с Указом Президента от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддерж­ки организациям физической культуры и спорта» (далее – Указ № 191);

– безвозмездная помощь предприятиям агропромышленного сектора в соответствии с Указом Президента от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике» (далее – Указ № 347).

2. Предусмотрена налоговая льгота в виде освобождения не более 10% валовой прибыли при безвозмездной передаче субъектам (бюджетные организации, организации здравоохранения, спортивные и некоторые благотворительные), поименованным в п. 1 ст. 181 НК.

Вышеуказанные исключения по-разному отражаются в строках налоговой декларации:

­– по Указам № 191 и № 347 суммы включаются в состав внереализационных расходов;

– по п. 1 ст. 181 НК отражаются в составе использованных льгот.

 

Нормируемые затраты

С 2019 г. в НК появилось новое понятие «нормируемые затраты», вызвавшее большое количество обсуждений среди налогоплательщиков.

Нормируемые затраты включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. К ним относятся затраты, поименованные в п. 1 ст. 171 НК, и прочие затраты, указанные в п. 2 ст. 171 НК.

В ст. 171 НК объединены все затраты и расходы, которые учитываются при исчислении налога на прибыль в каких-либо определенных размерах и пределах.

Чаще всего эти размеры определяются законодательством, иногда предоставлено право руководителю самостоятельно определять соответствующие ограничения и устанавливать нормы.

Перечень нормируемых затрат закрытый.

При исчислении налога на прибыль могут использоваться только затраты, поименованные в ст. 171 НК.

Обращаем внимание! В феврале 2019 г. МНС письмом от 22.02.2019 № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах» прокомментировало порядок и подходы при определении нормируемых затрат.

 

Командировочные расходы

При определении командировочных расходов в течение 2019 г. порядок менялся несколько раз:

– до 23.03.2019 необходимо было руководствоваться постановлением Минфина от 12.04.2000 № 35 «Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь», постановлением Минтруда от 30.07.2010 № 115 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу»;

– с 23.03.2019 – постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее – постановление № 176);

– с 07.09.2019 – постановлением Совмина от 04.09.2019 № 595, внесшим корректировки в Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утв. постановлением № 176.

Важно! При самостоятельном приобретении билетов командированным по территории РБ работником нанимателю должен быть представлен проезд­ной документ, подтверждающий проезд и содержащий определенные реквизиты.

Перечень обязательных реквизитов проездного документа, подтверждающих осуществление пассажирской перевозки, содержится в п. 107 постановления Совмина от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

Только при предоставлении проездного документа, содержащего указанные в п. 107 реквизиты, предъявленный работником в подтверждение поездки документ будет являться основанием для возмещения расходов по проезду и их включению в состав нормируемых командировочных затрат.

Обращаем внимание! На официальном сайте МНС размещено совмест­ное разъяснение – письмо Минфина от 07.06.2019 № 5-1-30/193, МНС от 07.06.2019 № 2-2-2-10/01283, Минтруда от 07.06.2019 № 1-2-12/2271 «Об отдельных видах командировочных расходов», в котором каждое министерство в пределах своей компетенции прокомментировало порядок отражения в бухгалтерском учете, в налоговом учете при исчислении налога на прибыль, а также при взаимоотношениях между нанимателем и работником командировочных расходов с 23.03.2019.

 

ТЭР

Расходы на оплату стоимости ТЭР можно разделить на две категории:

– потребляемые в процессе производства и реализации;

– для механических транспортных средств.

Порядок разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР определяется Положением о порядке разработки, установления и пере­смотра норм расхода ТЭР, утв. постановлением Совмина от 18.03.2016 № 216 (далее – Положение 216).

Действие Положения 216 распрост­раняется на юридические лица с годовым потреблением ТЭР 100 т у.т. и более.

Это критерий, от которого должны отталкиваться плательщики при определении необходимости разработки норм ТЭР либо учета расходов в полном (фактически потребленном) объеме.

Если нормы разработаны, то в нор­мируемые затраты, учитываемые при налогообложении, включаются рас­ходы в пределах норм, сверх норм включаются в состав затрат, не учитываемых при налогообложении.

Если организация не обязана разрабатывать и устанавливать нормы по расходам ТЭР на единицу продукции, поскольку 100 т у.т. не потребляется, то все расходы на оплату стоимости ТЭР могут включаться в состав затрат по производству и реализации и не отражаться по строке «нормируемые».

По топливу, используемому в процессе производства и реализации, устанавливаются нормы текущие и прогрессивные.

Текущие нормы устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. При этом нормы из квартала в квартал не переходят, т.е. при установлении поквартальных норм превышение определяется в каждом квартале отдельно без применения нарастающего итога и пересчета по итогам года.

Есть возможность пересмотра норм в течение года, но по уже завершившимся кварталам пересмотр невозможен, только на будущее, в случаях, если предполагается увеличение объемов производства, запуск нового производства и т.д., т.е. возможно пересмотреть нормы, установленные на год, с учетом будущих кварталов.

 

Механические транспортные средства

Порядок установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспорт­ных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141.

При налогообложении последовательно применяем порядок списания топлива:

– в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

Постановления Минтранса от 06.01.2012 № 3; от 01.08.2019 № 44 и от 14.11.2019 № 50 (постановления № 44 и № 50 распространяют свое действие на период с 11.04.2016).

Если ваши автомобили не попали в перечисленные постановления и их нет в иных документах, являющихся законодательными, устанавливающими нормы расхода, переходим к следующему из возможных вариантов;

– в 2019 г. можно пользоваться нормами завода-изготовителя.

При этом любая полученная информация от завода-изготовителя, которая свидетельствует о том, сколько потребляет автомобиль в процессе его эксплуатации, будет являться основанием для включения в состав нормируемых затрат.

При отсутствии норм завода-изготовителя переходим к следующему возможному варианту;

– в пределах норм, установленных руководителем, но только в течение 6 месяцев.

По истечении 6-месячного срока и до момента установления норм в порядке, установленном законодательством, затраты на топливо будут считаться сверхнормативными и соответственно не будут учитываться при налогообложении прибыли.

До конца года ситуацию с нормами расхода, установленными в соответствии с законодательством, планируется урегулировать в полном объеме. Ожидается еще одно постановление Минтранса.

В отношении транспортных средств, эксплуатируемых в международных транспортных перевозках, действуют нормы, установленные руководителем, как и ранее.

 

Естественная убыль, потери и бой

В затраты, учитываемые при налогообложении, включаются расходы в пределах норм естественной убыли, норм потерь (боя), установленных законодательством.

При отсутствии норм, установленных законодательством, нормы устанавливаются руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.

При отсутствии установленных норм недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными и соответственно не учитываются при налогообложении.

При утверждении норм руководителем в течение 2019 г. необходимо указать в локальном нормативном документе, устанавливающем нормы, временной промежуток, в течение которого нормы будут использоваться (либо по годам, либо конкретные даты с и по).

Для использования в течение всего 2019 г. утвержденных норм при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль следует указать, что их действие распространяется на период с 01.01.2019.

Приказ Минторга от 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете» (далее – Приказ № 42)

В связи с изменением Закона о нормативных правовых актах, который в новой редакции от 17.07.2018 № 130-З вступил в силу с 01.02.2019, Минюст прокомментировал, что после изменения закона приказы министерств не являются законодательством и могут распространяться только на подведомственные организации, находящиеся в подчинении конкретных министерств и ведомств.

Обращаем внимание! В сентябре 2019 г. на официальном сайте МНС размещено письмо от 19.09.2019 № 2-2-10/02095 «О нормируемых затратах и применении налоговых вычетов» с комментариями в отношении возможности дальнейшего применения норм приказа Минторга № 42.

В частности, разъяснено, что руководитель плательщика вправе руководствоваться нормами, методикой расчета, утвержденными приказом № 42, для разработки локальных норм, подлежащих утверждению руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных, или лицом, ими уполномоченными. То есть организации, которые до 01.01.2019 руководствовались приказом № 42, могут и в 2019 г. его использовать, перенеся нормы в локальный документ, устанавливающий нормы расхода и утвержденный руководителем.

 

Вознаграждение за управленческие услуги

Нормируется при исчислении налога на прибыль только в том случае, если услуги оказаны ИП либо организацией, применяющей особые режимы налогообложения.

В затраты, учитываемые при налогообложении в составе нормируемых, возможно включить в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленном постановлением Совмина от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности», который не может превышать 8.

 

Прочие затраты

Полный перечень прочих затрат содержится в п. 2 ст. 171 НК.

В совокупности все прочие затраты при исчислении налога на прибыль в составе нормируемых не могут превышать 1% от выручки с учетом дохода от аренды и лизинга (с НДС).

Прочие затраты определяются с нарастающим итогом, следовательно, в годовой декларации необходимо сделать окончательные расчеты.

При определении прочих затрат возможно выбрать определенный перечень из всего поименованного в п. 2 ст. 171 НК, а можно учитывать весь перечень, т.е. на усмотрение организации. При этом главное не превысить установленный критерий 1%.

 

Важно!

Дополнительный отпуск

Дополнительный поощрительный отпуск с сохранением заработной платы до пяти календарных дней в соответствии с подп. 2.5 Декрета от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» учитывается в полном размере в составе затрат по производству и реализации, т.е. не включается в состав нормируемых затрат в течение всего 2019 г. Данный вопрос урегулирован нормами Указа от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении».

 

Затраты по благоустройству населенных пунктов

Действия, относимые к благоустройству и содержанию населенных пунктов, поименованы в постановлении Совмина от 28.11.2012 № 1087 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания населенных пунктов».

В частности, при обращении к организации местных органов власти с просьбой оказать содействие в благоустройстве прилегающих территорий, которые не используются непосредственно плательщиком, – это прочие нормируемые затраты.

При благоустройстве территории, находящейся в эксплуатации у плательщика, – это затраты по производству и реализации без каких-либо ограничений.

 

Резервы по сомнительным долгам

О рганизациям предоставлено право при определении налоговой базы по налогу на прибыль уменьшать последнюю за счет дебиторской задолженности.

В состав внереализационных расходов может быть включена только дебиторская задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров (работ, услуг), т.е. те операции, которые уже отражены в выручке по принципу начисления.

Не создается резерв по предоплате, аренде, лизингу.

Размер резерва по сомнительным долгам, учитываемый в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль, не соответствует резерву по просроченной дебиторской задолженности, создаваемому в бухгалтерском учете, поскольку существуют ряд ограничений и иной порядок расчета.

Резерв создается, если:

– задолженность свыше 90 календарных дней, включается вся сумма задолженности, но не более 5% от выручки;

– задолженность от 45 до 90 календарных дней, включается 50% задолженности, но не более 5% от выручки.

По задолженности, существующей до 45 дней, резерв не создается, в состав внереализационных расходов соответственно не включается.

При погашении задолженности любым возможным способом (денежными средствами, путем взаимозачета, исполнения обязательства третьим лицом и пр.) вся сумма, ранее учтенная в составе резерва и включенная во внереализационный расход, включается в состав внереализационного дохода. Таким образом выравниваются налоговые обязательства.

К дебиторской задолженности, возникшей по выручке, отраженной до 01.01.2019, возможно также применить описанный выше порядок и сформировать резерв по сомнительным долгам, включив в состав внереализационных расходов в 2019 г.

Порядок определения резерва предусмотрен подп. 3.48 ст. 175 НК.

Учет по данным резервам ведется в произвольной форме, возможно создать налоговый регистр или иной приемлемый для организации документ.

В бухгалтерском учете резерв не отражается,соответственно отложенные обязательства не образуются.

Обращаем внимание! В сентябре 2019 г. на официальном сайте МНС размещено письмо от 29.08.2019 № 2-2-10/01952 «О резервах по сомнительным долгам в налоговом учете».

 

Перенос убытков на будущее

Налоговый убыток отличается от бухгалтерского.

Порядок определения налогового убытка закреплен в НК.

Важно!

В 2019 г. суммы примененного инвестиционного вычета не увеличивают размер налогового убытка, возможного к переносу, т.е. налоговый убыток следует уменьшить на сумму инвестиционного вычета, примененного организацией в 2019 г.

 

Пониженные ставки налога на прибыль при выплате дивидендов 6% и 0%

С 01.01.2019 пониженные ставки применяются в отношении всей нераспределенной прибыли, числящейся по данным бухгалтерского учета в течение трех (ставка 6%) или пяти (ставка 0%) лет последовательно.

Для применения пониженных ставок необходимо, чтобы в течение трех либо пяти лет подряд у организации имелась возможная к распределению (но нераспределенная между участниками (акционерами) такой организации – резидентами РБ на выплату дивидендов) прибыль (имелось кредитовое сальдо сч. 84 «Нераспределенная прибыль, непо­крытый убыток»).

Отсчет трех- либо пятилетнего периода заново не начинается в случае, если в течение данных временных промежутков возникший непокрытый убыток по итогам какого-либо налогового периода (года) не превышал ранее накопленную нераспределенную прибыль прошлых лет (нулевое или дебетовое сальдо по сч. 84 «Нераспределенная прибыль, непо­крытый убыток» на отчетную дату).

Обращаем внимание! На официальном сайте МНС 31.01.2019 размещено совместное письмо МНС и Минфина от 28.01.2019 № 2-2-10/00253/5-1-30/24 «О налогообложении дивидендов».

 

Контролируемая задолженность

31.12.2019 – это первая дата в рамках действия новой редакции НК, на которую необходимо определить контролируемую задолженность.

Порядок определения описан в ст. 172 НК.

Обязательства, подпадающих под контроль:

– по заемным средствам без учета суммы задолженности по процентам;

– по некоторым видам услуг;

– по неустойкам (штрафам, пеням).

Перечень обязательств с 2019 г. является единым для иностранных и белорусских учредителей (участников) организации.

Перечень взаимозависимых лиц, по которым контролируется сумма задолженности, поименован в ст. 20 НК.

В затраты, учитываемые при налогообложении в пределах норм, включаются суммы предельных затрат, определяемые путем деления сумм затрат, по которым возникла контролируемая задолженность, на коэффициент капитализации.

Сумма контролируемых затрат включает: суммы стоимостных показателей каждой хозяйственной операции, в результате которой возникает задолженность; суммы задолженности, не погашенной на начало соответствующего налогового периода (2019); суммы курсовых разниц, возникающих при переоценке обязательств в иностранной валюте, по сумме контролируемой задолженности (учитываются суммы не только положительных, но и отрицательных курсовых разниц, относящихся к контролируемой задолженности).

Для расчета коэффициента капитализации необходимо определить показатель собственного капитала.

 Если показатель собственного капитала:

– меньше либо равен нулю, то вся сумма контролируемой задолженности не может быть учтена в составе затрат при определении налоговой базы налога на прибыль, т.е. вся сумма считается сверхнормативной;

– больше нуля, то далее рассчитываем суммы предельных затрат путем деления суммы затрат на коэффициент капитализации для определения предельного размера, учитываемого при налогообложении.

Результаты корректировок затрат отражаются в декларации по налогу на прибыль за последний отчетный период налогового периода (IV квартал 2019 г.).

Обращаем внимание! В июне 2019 г. на официальном сайте МНС размещено письмо от 18.06.2019 № 4-2-15/01395 «О применении положений статьи 172 Налогового кодекса».
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by