МНС: налог на прибыль в 2019 году

На площадках двух практических конференций, организованных МНС, перед налогоплательщиками выступила начальник управления прямого налогообложения Главного управления методологии налогообложения МНС Ольга Александровна Тарасевич, обозначив актуальные вопросы, возникающие при налогообложении прибыли в 2019 году.
В 2019 г. в связи со вступлением в силу новой редакции НК в т.ч. произошли изменения и в порядке определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В течение года были подготовлены разъяснения и комментарии МНС с привлечением иных заинтересованных министерств, урегулировавших ряд вопросов, определивших подходы в практике применения норм НК в 2019 г.
На ключевых моментах, на которые налогоплательщикам стоит обратить внимание при подготовке налоговой отчетности по налогу на прибыль за 2019 г., в своем выступлении еще раз сделала акцент О.А. Тарасевич.
По материалам выступлений
Безвозмездные операции
Безвозмездные операции при исчислении налога на прибыль в налоговой декларации не отражаются – ни в выручке, ни в затратах.
Исключения
1. В состав внереализационных расходов при безвозмездной передаче денежных средств, товаров, работ, услуг включается:
– безвозмездная (спонсорская) помощь спортивным организациям в соответствии с Указом Президента от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (далее – Указ № 191);
– безвозмездная помощь предприятиям агропромышленного сектора в соответствии с Указом Президента от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политике» (далее – Указ № 347).
2. Предусмотрена налоговая льгота в виде освобождения не более 10% валовой прибыли при безвозмездной передаче субъектам (бюджетные организации, организации здравоохранения, спортивные и некоторые благотворительные), поименованным в п. 1 ст. 181 НК.
Вышеуказанные исключения по-разному отражаются в строках налоговой декларации:
– по Указам № 191 и № 347 суммы включаются в состав внереализационных расходов;
– по п. 1 ст. 181 НК отражаются в составе использованных льгот.
Нормируемые затраты
С 2019 г. в НК появилось новое понятие «нормируемые затраты», вызвавшее большое количество обсуждений среди налогоплательщиков.
Нормируемые затраты включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. К ним относятся затраты, поименованные в п. 1 ст. 171 НК, и прочие затраты, указанные в п. 2 ст. 171 НК.
В ст. 171 НК объединены все затраты и расходы, которые учитываются при исчислении налога на прибыль в каких-либо определенных размерах и пределах.
Чаще всего эти размеры определяются законодательством, иногда предоставлено право руководителю самостоятельно определять соответствующие ограничения и устанавливать нормы.
Перечень нормируемых затрат закрытый.
При исчислении налога на прибыль могут использоваться только затраты, поименованные в ст. 171 НК.
Командировочные расходы
При определении командировочных расходов в течение 2019 г. порядок менялся несколько раз:
– до 23.03.2019 необходимо было руководствоваться постановлением Минфина от 12.04.2000 № 35 «Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь», постановлением Минтруда от 30.07.2010 № 115 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу»;
– с 23.03.2019 – постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее – постановление № 176);
– с 07.09.2019 – постановлением Совмина от 04.09.2019 № 595, внесшим корректировки в Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утв. постановлением № 176.
Перечень обязательных реквизитов проездного документа, подтверждающих осуществление пассажирской перевозки, содержится в п. 107 постановления Совмина от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».
Только при предоставлении проездного документа, содержащего указанные в п. 107 реквизиты, предъявленный работником в подтверждение поездки документ будет являться основанием для возмещения расходов по проезду и их включению в состав нормируемых командировочных затрат.
ТЭР
Расходы на оплату стоимости ТЭР можно разделить на две категории:
– потребляемые в процессе производства и реализации;
– для механических транспортных средств.
Порядок разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР определяется Положением о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода ТЭР, утв. постановлением Совмина от 18.03.2016 № 216 (далее – Положение 216).
Действие Положения 216 распространяется на юридические лица с годовым потреблением ТЭР 100 т у.т. и более.
Это критерий, от которого должны отталкиваться плательщики при определении необходимости разработки норм ТЭР либо учета расходов в полном (фактически потребленном) объеме.
Если нормы разработаны, то в нормируемые затраты, учитываемые при налогообложении, включаются расходы в пределах норм, сверх норм включаются в состав затрат, не учитываемых при налогообложении.
Если организация не обязана разрабатывать и устанавливать нормы по расходам ТЭР на единицу продукции, поскольку 100 т у.т. не потребляется, то все расходы на оплату стоимости ТЭР могут включаться в состав затрат по производству и реализации и не отражаться по строке «нормируемые».
По топливу, используемому в процессе производства и реализации, устанавливаются нормы текущие и прогрессивные.
Текущие нормы устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. При этом нормы из квартала в квартал не переходят, т.е. при установлении поквартальных норм превышение определяется в каждом квартале отдельно без применения нарастающего итога и пересчета по итогам года.
Есть возможность пересмотра норм в течение года, но по уже завершившимся кварталам пересмотр невозможен, только на будущее, в случаях, если предполагается увеличение объемов производства, запуск нового производства и т.д., т.е. возможно пересмотреть нормы, установленные на год, с учетом будущих кварталов.
Механические транспортные средства
Порядок установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утв. постановлением Минтранса от 31.12.2008 № 141.
При налогообложении последовательно применяем порядок списания топлива:
– в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
Постановления Минтранса от 06.01.2012 № 3; от 01.08.2019 № 44 и от 14.11.2019 № 50 (постановления № 44 и № 50 распространяют свое действие на период с 11.04.2016).
Если ваши автомобили не попали в перечисленные постановления и их нет в иных документах, являющихся законодательными, устанавливающими нормы расхода, переходим к следующему из возможных вариантов;
– в 2019 г. можно пользоваться нормами завода-изготовителя.
При этом любая полученная информация от завода-изготовителя, которая свидетельствует о том, сколько потребляет автомобиль в процессе его эксплуатации, будет являться основанием для включения в состав нормируемых затрат.
При отсутствии норм завода-изготовителя переходим к следующему возможному варианту;
– в пределах норм, установленных руководителем, но только в течение 6 месяцев.
По истечении 6-месячного срока и до момента установления норм в порядке, установленном законодательством, затраты на топливо будут считаться сверхнормативными и соответственно не будут учитываться при налогообложении прибыли.
До конца года ситуацию с нормами расхода, установленными в соответствии с законодательством, планируется урегулировать в полном объеме. Ожидается еще одно постановление Минтранса.
В отношении транспортных средств, эксплуатируемых в международных транспортных перевозках, действуют нормы, установленные руководителем, как и ранее.
Естественная убыль, потери и бой
В затраты, учитываемые при налогообложении, включаются расходы в пределах норм естественной убыли, норм потерь (боя), установленных законодательством.
При отсутствии норм, установленных законодательством, нормы устанавливаются руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.
При отсутствии установленных норм недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными и соответственно не учитываются при налогообложении.
При утверждении норм руководителем в течение 2019 г. необходимо указать в локальном нормативном документе, устанавливающем нормы, временной промежуток, в течение которого нормы будут использоваться (либо по годам, либо конкретные даты с и по).
Для использования в течение всего 2019 г. утвержденных норм при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль следует указать, что их действие распространяется на период с 01.01.2019.
Приказ Минторга от 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете» (далее – Приказ № 42)
В связи с изменением Закона о нормативных правовых актах, который в новой редакции от 17.07.2018 № 130-З вступил в силу с 01.02.2019, Минюст прокомментировал, что после изменения закона приказы министерств не являются законодательством и могут распространяться только на подведомственные организации, находящиеся в подчинении конкретных министерств и ведомств.
В частности, разъяснено, что руководитель плательщика вправе руководствоваться нормами, методикой расчета, утвержденными приказом № 42, для разработки локальных норм, подлежащих утверждению руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных, или лицом, ими уполномоченными. То есть организации, которые до 01.01.2019 руководствовались приказом № 42, могут и в 2019 г. его использовать, перенеся нормы в локальный документ, устанавливающий нормы расхода и утвержденный руководителем.
Вознаграждение за управленческие услуги
Нормируется при исчислении налога на прибыль только в том случае, если услуги оказаны ИП либо организацией, применяющей особые режимы налогообложения.
В затраты, учитываемые при налогообложении в составе нормируемых, возможно включить в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленном постановлением Совмина от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности», который не может превышать 8.
Прочие затраты
Полный перечень прочих затрат содержится в п. 2 ст. 171 НК.
В совокупности все прочие затраты при исчислении налога на прибыль в составе нормируемых не могут превышать 1% от выручки с учетом дохода от аренды и лизинга (с НДС).
Прочие затраты определяются с нарастающим итогом, следовательно, в годовой декларации необходимо сделать окончательные расчеты.
При определении прочих затрат возможно выбрать определенный перечень из всего поименованного в п. 2 ст. 171 НК, а можно учитывать весь перечень, т.е. на усмотрение организации. При этом главное не превысить установленный критерий 1%.
Важно!
Дополнительный отпуск
Дополнительный поощрительный отпуск с сохранением заработной платы до пяти календарных дней в соответствии с подп. 2.5 Декрета от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» учитывается в полном размере в составе затрат по производству и реализации, т.е. не включается в состав нормируемых затрат в течение всего 2019 г. Данный вопрос урегулирован нормами Указа от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении».
Затраты по благоустройству населенных пунктов
Действия, относимые к благоустройству и содержанию населенных пунктов, поименованы в постановлении Совмина от 28.11.2012 № 1087 «Об утверждении Правил благоустройства и содержания населенных пунктов».
В частности, при обращении к организации местных органов власти с просьбой оказать содействие в благоустройстве прилегающих территорий, которые не используются непосредственно плательщиком, – это прочие нормируемые затраты.
При благоустройстве территории, находящейся в эксплуатации у плательщика, – это затраты по производству и реализации без каких-либо ограничений.
Резервы по сомнительным долгам
О рганизациям предоставлено право при определении налоговой базы по налогу на прибыль уменьшать последнюю за счет дебиторской задолженности.
В состав внереализационных расходов может быть включена только дебиторская задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров (работ, услуг), т.е. те операции, которые уже отражены в выручке по принципу начисления.
Не создается резерв по предоплате, аренде, лизингу.
Размер резерва по сомнительным долгам, учитываемый в составе внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль, не соответствует резерву по просроченной дебиторской задолженности, создаваемому в бухгалтерском учете, поскольку существуют ряд ограничений и иной порядок расчета.
Резерв создается, если:
– задолженность свыше 90 календарных дней, включается вся сумма задолженности, но не более 5% от выручки;
– задолженность от 45 до 90 календарных дней, включается 50% задолженности, но не более 5% от выручки.
По задолженности, существующей до 45 дней, резерв не создается, в состав внереализационных расходов соответственно не включается.
При погашении задолженности любым возможным способом (денежными средствами, путем взаимозачета, исполнения обязательства третьим лицом и пр.) вся сумма, ранее учтенная в составе резерва и включенная во внереализационный расход, включается в состав внереализационного дохода. Таким образом выравниваются налоговые обязательства.
К дебиторской задолженности, возникшей по выручке, отраженной до 01.01.2019, возможно также применить описанный выше порядок и сформировать резерв по сомнительным долгам, включив в состав внереализационных расходов в 2019 г.
Порядок определения резерва предусмотрен подп. 3.48 ст. 175 НК.
Учет по данным резервам ведется в произвольной форме, возможно создать налоговый регистр или иной приемлемый для организации документ.
В бухгалтерском учете резерв не отражается,соответственно отложенные обязательства не образуются.
Перенос убытков на будущее
Налоговый убыток отличается от бухгалтерского.
Порядок определения налогового убытка закреплен в НК.
Важно!
В 2019 г. суммы примененного инвестиционного вычета не увеличивают размер налогового убытка, возможного к переносу, т.е. налоговый убыток следует уменьшить на сумму инвестиционного вычета, примененного организацией в 2019 г.
Пониженные ставки налога на прибыль при выплате дивидендов 6% и 0%
С 01.01.2019 пониженные ставки применяются в отношении всей нераспределенной прибыли, числящейся по данным бухгалтерского учета в течение трех (ставка 6%) или пяти (ставка 0%) лет последовательно.
Для применения пониженных ставок необходимо, чтобы в течение трех либо пяти лет подряд у организации имелась возможная к распределению (но нераспределенная между участниками (акционерами) такой организации – резидентами РБ на выплату дивидендов) прибыль (имелось кредитовое сальдо сч. 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток»).
Отсчет трех- либо пятилетнего периода заново не начинается в случае, если в течение данных временных промежутков возникший непокрытый убыток по итогам какого-либо налогового периода (года) не превышал ранее накопленную нераспределенную прибыль прошлых лет (нулевое или дебетовое сальдо по сч. 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток» на отчетную дату).
Контролируемая задолженность
31.12.2019 – это первая дата в рамках действия новой редакции НК, на которую необходимо определить контролируемую задолженность.
Порядок определения описан в ст. 172 НК.
Обязательства, подпадающих под контроль:
– по заемным средствам без учета суммы задолженности по процентам;
– по некоторым видам услуг;
– по неустойкам (штрафам, пеням).
Перечень обязательств с 2019 г. является единым для иностранных и белорусских учредителей (участников) организации.
Перечень взаимозависимых лиц, по которым контролируется сумма задолженности, поименован в ст. 20 НК.
В затраты, учитываемые при налогообложении в пределах норм, включаются суммы предельных затрат, определяемые путем деления сумм затрат, по которым возникла контролируемая задолженность, на коэффициент капитализации.
Сумма контролируемых затрат включает: суммы стоимостных показателей каждой хозяйственной операции, в результате которой возникает задолженность; суммы задолженности, не погашенной на начало соответствующего налогового периода (2019); суммы курсовых разниц, возникающих при переоценке обязательств в иностранной валюте, по сумме контролируемой задолженности (учитываются суммы не только положительных, но и отрицательных курсовых разниц, относящихся к контролируемой задолженности).
Для расчета коэффициента капитализации необходимо определить показатель собственного капитала.
Если показатель собственного капитала:
– меньше либо равен нулю, то вся сумма контролируемой задолженности не может быть учтена в составе затрат при определении налоговой базы налога на прибыль, т.е. вся сумма считается сверхнормативной;
– больше нуля, то далее рассчитываем суммы предельных затрат путем деления суммы затрат на коэффициент капитализации для определения предельного размера, учитываемого при налогообложении.
Результаты корректировок затрат отражаются в декларации по налогу на прибыль за последний отчетный период налогового периода (IV квартал 2019 г.).